Медиановости
/ Интернет, Медиасреда, Петербург

5 ноября 2015 21:27

От штрафа до тюрьмы за оскорбление жертв катастроф

 
Список политиков, желающих наказать за издевательства над погибшими в интернете, 5 ноября пополнился Виталием Милоновым. Инициативы депутатов – обычный пиар-ход и вряд ли найдут отражение в законодательстве, считают эксперты. Но все же собеседники Лениздат.Ру опасаются появления новых резонансных запретов, которые могут создать юридическую путаницу.
 
Издевательство в Сети
 
После крушения самолета, выполнявшего рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, в интернете, помимо многочисленных соболезнований, в адрес жертв катастрофы стали появляться негативные комментарии, которые привлекли внимание СМИ и вызвали бурные обсуждения. В тот же день — 31 октября — газета «Комсомольская правда» выпустила материал под названием «Нелюди выползли напитать себя кровью катастрофы». Похожие публикации вышли на сайте «Ридус» и «Политонлайн.Ру».
 
Тему также обсудили некоторые блогеры. Так, пост под названием «Люди. И нелюди» 31 октября опубликовала в своем «Живом Журнале» Марина Юденич.
 
Спустя несколько дней история приобрела еще больший масштаб. 4 ноября Life78 сообщил, как в одной из соцсетей глумятся над фото «главного пассажира» — десятимесячной Дарины Громовой (напомним, накануне вылета родители сфотографировали ее в аэропорту и выложили в интернет).
 
В тот же день многие СМИ рассказали, что в Киеве был убит украинский блогер, оскорблявший жертв крушения А321. По их сообщениям, Максим Волох снял и выложил в интернет видео, где он издевается над погибшими. Историю осветили в том числе РЕН ТВ, «Газета.Ru» и РИА ФАН. Отмечалось, что официального подтверждения этих данных нет.
 
Также 4 ноября агентство ТАСС сообщило, что на сайте южнокорейской газеты Korea Times появилась карикатура на авиакатастрофу. Рисунок пародирует исламистов Синая, которые якобы присвоили себе ответственность за крушение самолета «Когалымавиа». Посольство РФ в Республике Корея посчитало публикацию оскорбительной для России.
 
Обыкновенное запретительство
 
Негативные отзывы в интернете возмутили депутатов, которые предложили наказывать за оскорбления жертв катастроф. Автором первой законодательной инициативы стал член молодежного парламента при Госдуме от Владимирской области Илья Зотов. 2 ноября в беседе с агентством ТАСС он рассказал, что уже направил свое предложение спикеру Госдумы Сергею Нарышкину и в ближайшее время его внесут на рассмотрение. 
 
Суть его инициативы заключается в том, чтобы внести изменения в КоАП, предусмотрев в статье 5.61 административную ответственность за оскорбление жертв трагических событий в интернете. Зотов предлагает наказывать физлица штрафом от 3 до 5 тысяч рублей. 
 
4 ноября с инициативой выступил депутат Роман Худяков (он же предлагал запретить сторублевую купюру из-за обнаженного Аполлона на крыше Большого театра, а также ввести в школах военную подготовку). В интервью Life78 он рассказал, что обратился в Роскомнадзор с требованием заблокировать интернет-страницу, где высмеивают жертв крушения А321.
 
«Я незамедлительно займусь этим, — приводит издание слова Худякова. — Страницу надо закрыть, а отморозка, который ее создал, найти и наказать по всей строгости закона».
 
В то же время в Роскомнадзоре информацию об обращении депутата не подтвердили.
 
«Данная ситуация лежит не в правовой плоскости, а в морально-этической, — пояснили «Радио Балтике» в пресс-службе регулятора, — поэтому это не история Роскомнадзора».
 
Не остался в стороне и петербургский депутат Виталий Милонов. 5 ноября он предложил ввести уголовное наказание за оскорбление жертв катастроф и терактов.
 
«Это в чистом виде моральный вандализм, который должен быть наказан, — поделился Милонов своим мнением с Лениздат.Ру. — Закрывать паблики недостаточно». В особых случаях или при повторном нарушении парламентарий предлагает сажать в тюрьму.
 
Депутат пообещал разработать поправки в федеральное законодательство и в ближайшее время направить их на рассмотрение в Госдуму. По словам Милонова, работа над проектом уже началась. 
 
О предложении Ильи Зотова парламентарий не слышал и считает, что неважно, кто был первым. 
 
Что в имени тебе моем
 
Эксперты, опрошенные Лениздат.Ру, считают, что подобного рода инициативы — не более чем «самопиар». Коллеги Виталия Милонова по ЗакСу — Борис Вишневский и Марина Шишкина — уверены, что депутат таким образом добивается появления его имени в СМИ.
 
«У нас есть политики, которые считают, что любая информация о них, кроме некролога, — это хорошо, — отметил в беседе с Лениздат.Ру Борис Вишневский. — На мой взгляд, лучше бы активность Виталия Валентиновича была направлена на то, чтобы катастроф не происходило».
 
Марина Шишкина рассказала, что уже не удивляется подобным инициативам и предпочитает на них не реагировать. «Видимо, — считает она, — просто снижается цитируемость того или иного депутата, и они начинают в очередной раз все это вбрасывать».
 
Такого же мнения придерживается представитель Фонда защиты гласности в Петербурге Роман Захаров. «Я не знаю, — заявил он, — есть ли кто-либо из общественных деятелей, я не говорю о журналистах, кто искренне считает, что такие инициативы вызваны чем-то иным, кроме как желанием прославиться, попасть на одну волну и засветиться в нужном политическом русле».
 
Нельзя не отметить, что подобные предложения действительно способствуют упоминаю в прессе. Так, об инициативе 24-летнего регионального депутата Ильи Зотова рассказали десятки федеральных и региональных СМИ. В том числе «Российская газета», «Комсомольская правда», телеканал LifeNews, а также агентство ТАСС, с которого все началось. 
 
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков, комментируя инициативу Зотова в своем Facebook, назвал его пока еще не известным в России депутатом, но добавил, что это «дело наживное». 
 
Оскорбление наказуемо
 
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание за оскорбление. По статье с соответствующим названием (ст. 5.61 КоАП) могут оштрафовать за следующее: унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме; за оскорбление в публичном выступлении или СМИ; за неприятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или СМИ.
 
«Чтобы привлечь кого-то за оскорбление, этот кто-то должен унизить честь и достоинство другого лица в неприличной форме, — пояснил Лениздат.Ру управляющий партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. — Как правило, под неприличной формой понимается что-то однозначно табуированное, например матерная лексика в адрес конкретного лица».
 
За негативные комментарии в интернете в адрес погибших пассажиров А321 по этой статье привлечь нельзя.
 
Помимо КоАП существует еще Гражданский кодекс, в котором есть статья о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст.152 ГК). Умерший не может защищать свои неимущественные права, но по закону это может делать любое заинтересованное лицо. Для этого, по словам Кравченко, необходимо, чтобы о совершенно конкретном умершем распространяли несоответствующие действительности и порочащие сведения.
 
По словам юриста Центра защиты прав СМИ Светланы Кузевановой, общая ответственность за оскорбление предусмотрена КоАП, но Уголовный кодекс дает возможность привлекать к ответственности за оскорбление судей и участников процесса, представителя власти, военнослужащего, а также за оскорбление чувств верующих.
 
Кузеванова не видит смысла в дополнительных запретах. «С точки зрения международных стандартов, — рассказала Лениздат.Ру юрист, — само по себе такое количество правовых инструментов привлечения к уголовной и административной ответственности за выражение собственного мнения, пусть даже и оскорбительного, является чрезмерным и ненужным».
 
Законом можешь ты не быть
 
Эксперты сомневаются, что предложение Ильи Зотова найдет отражение в законодательстве. «Слабо верю, что эта инициатива дойдет до логического конца и будет оформлена в форме законодательного акта, — поделился своим мнением Роман Захаров. —  Но я также верю, что она не носит под собой благого порыва».
 
Федор Кравченко видит две возможные перспективы этой ситуации. «Хорошая, — считает юрист, — заключается в том, что пока тема катастрофы в Египте остается популярной, имена инициаторов прозвучат в СМИ, а потом об этом забудут. Плохая — в том, что в информационное право, и так донельзя перегруженное нечеткими запретами, терминологическими глупостями и неточностями, будет внесено еще одно ухудшение, которое создаст неясность в вопросе о том, что считать оскорблением».
 
Борис Вишневский считает, что подобные предложения все же могут иметь перспективу. «У нас так устроено, — отметил депутат, — что часть этих инициатив почему-то принимается».