Акция в поддержку журналистов, избитых в Ингушетии, вряд ли способна повлиять на ход расследования, уверены сотрудники петербургских СМИ, стоявшие 10 марта в одиночных пикетах на Невском проспекте. Но молчать нельзя, потому что такое может случиться с каждым.
Вечером 9 марта на территории Ингушетии рядом с чеченской границей неизвестные люди в масках напали на микроавтобус, в котором ехали журналисты и правозащитники. В момент нападения в машине находились пресс-секретарь Комитета по предотвращению пыток Иван Жильцов, юрист-международник Екатерина Ванслова, корреспондент норвежского издания Ny Tid Ойтен Уинстад, Лена Мария Перссон Лоефгрен из «Шведского радио», корреспондент «Медиазоны» Егор Сковорода, журналист The New Times Александра Елагина, фотограф Михаил Солунин и экс сотрудник «Коммерсанта» Антон Прусаков.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал произошедшее «абсолютным хулиганством». Уголовное дело, возбужденное по факту нападения, квалифицировано по ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой») и ст. 167 УК РФ («Умышленное уничтожение имущества»). Депутат Госдумы Дмитрий Гудков в свою очередь направил запрос в МВД, в котором высказал мнение, что действия нападавших не могут быть расценены исключительно как хулиганство. Он обращает внимание, что пострадавшим были нанесены побои разной степени тяжести, им угрожали убийством, одному из потерпевших сломали ногу.
Журналист – не мишень
На следующий день после нападения петербургские журналисты собрались на углу Малой Конюшенной и Невского, чтобы поддержать коллег. Сотрудники ведущих изданий встали в одиночные пикеты вдоль проспекта с плакатами «Избиение журналистов – это не хулиганство», «Журналист – не мишень», требуя найти и наказать виновных в нападении. Пикетчики постепенно сменяли друг друга, а к вновь прибывшим тут же подходили полицейские и фотографировали их паспорта.
Несмотря на обилие стражей порядка, наблюдавших за ходом проведения акции, мероприятие прошло мирно и без задержаний. Полицейские ограничились замечаниями по поводу правил проведения одиночных пикетов и шагами отмеряли необходимые 50 метров между людьми с плакатами.
Наблюдал за пикетами и депутат Максим Резник, прибывший на мероприятие «инкогнито», по его словам. «Я пришел, потому что поддерживаю возмущение журналистов, как любой нормальный человек», – заявил он корреспонденту Лениздат.Ру. Свое присутствие он также объяснил заботой об участниках акции: «На всякий случай, чтобы полиция не безобразничала».
Безнадежное дело
В общей сложности с одиночными пикетами вышло более десятка журналистов, однако многие признались, что сомневаются в эффективности акции. «Я абсолютно не верю в то, что стояние с плакатами на Невском проспекте может что-то изменить», – отметила в беседе с Лениздат.Ру главный редактор «Новой газеты» в Петербурге Диана Качалова, одной из первых вставшая в одиночный пикет. Акцию Качалова назвала «профессиональной поддержкой» и добавила, что сама она пришла к памятнику Гоголю «для очистки совести».
«Говорить об этом надо, – подчеркнула главный редактор «Новой газеты» в Петербурге, – потому что это уже не первое нападение на журналистов, особенно на территории Чечни и около нее». Хотелось бы, чтобы пришло больше людей, добавила Качалова. «Видимо, это показатель состояния нашей журналистики в городе», – считает главред «Новой».
«Безнадежным делом» назвал акцию корреспондент «Эха Москвы в Петербурге» Арсений Веснин, однако подчеркнул, что нельзя оставаться безразличными. «Я требую от наших властей правосудия, – заявил журналист в разговоре с Лениздат.Ру. – Это смешно, к сожалению. Но я надеюсь, что люди, которые напали на журналистов и правозащитников, будут наказаны. Я в это не верю, но надеюсь, что пикеты помогут привлечь внимание к этой проблеме, покажут, что в нашей стране существуют какие-то зачатки гражданского общества».
Не верит в одиночные пикеты и журналист Петр Трунков. Однако, по его словам, принять участие в акции ему показалось «честным». «Я журналист и сам мог бы оказаться в таком автобусе, – отметил собеседник Лениздат.Ру. – Могу предположить, что такое же нападение могло быть совершено на меня, притом где угодно».
Профессиональная солидарность
Безопасность журналистов – основа безопасности всего общества, считает корреспондент «Моего района» Сергей Кагермазов. Сегодня в Ингушетии, завтра в Петербурге, подчеркнул он в беседе с Лениздат.Ру. «Моих коллег жестоко избили, – заявил Кагермазов. – Странные нехорошие люди ломились к ним в двери. Уверен, они связаны с нашим государством, которое все это покрывает. Некоторые мои товарищи требуют кого-то найти и наказать. Я ничего не требую, я просто стою с плакатом «Журналист – это не мишень», потому что основа любого народовластия, если мы к этому стремимся, – это свободная пресса. Я также выражаю корпоративную солидарность с моими коллегами, чтобы они знали, что не одиноки и ничего у тех, кто их заказал, не выйдет».
Корреспондент петербургского «Коммерсанта» Мария Карпенко, первой заявившая о желании выйти на пикет, уверена, что единственное, что может и должно объединить журналистское сообщество, – это солидарность с коллегами. «Я никогда не принимаю участие ни в каких акциях, – пояснила Карпенко Лениздат.Ру, – но тут мне захотелось выйти. Потому что нарушаются права моих коллег. Я не вписываюсь за политиков, даже за тех, чьи политические взгляды мне близки, а за коллег, я считаю, нужно вписываться в любом случае». Карпенко отметила, что ожидала увидеть на Невском других журналистов, однако не думала, что будет столько полиции. Тем не менее она подчеркнула, что довольна тем, как все прошло. «Очень приятно осознавать, что я работаю с достойными людьми», – подытожила журналист.
Пикеты в поддержку журналистов в первую очередь помогут внутренней сплоченности профессионального сообщества, считает журналист «Города 812» Антон Мухин. «По форме это гражданская акция, – отметил он в беседе с Лениздат.Ру, – но если говорить о последствиях, это будет иметь внутрикорпоративный результат». Для людей, которые проходят мимо, это не имеет совершенно никакого значения, добавил Мухин, акция важна для самих журналистов.