В пресс-центре ГИПП прошло заседание круглого стола, в котором участвовали издатели и распространители печатной продукции. Всего около 40 компаний. Отмечается, что крупных игроков со стороны издателей представляли руководители дирекций распространения ИД «Комсомольская правда», ИД «Аргументы и факты», ИД «Коммерсантъ», Hearst Shkulev Media. Отрасль распространения представляли компании «Кардос», «Сейлс», «МААРТ», «ТриЭЛ».
Основным вопросом дискуссии стали долги распространителей перед издателями. Впрочем, сообщают в ГИПП, за последнее десятилетие медиарынок претерпел столь серьезные изменения, что для решения накопившихся проблем необходимы принципиально новые подходы.
«Механизмы, запущенные в 90-х, уже давно дали сбой, нет общих правил, отрасль разобщена, типичные проблемы и вопросы решаются локально на уровне узких договоренностей. Сегодня такой подход губителен для всех игроков — малых, средних, крупных — и с обеих сторон», — отмечается в сообщении пресс-службы.
Сообщается, что в ходе дискуссии издатели и распространители высказали друг другу основные претензии. Так, распространители отметили, что издательские дома излишне активно, по их мнению, пользовались конкуренцией среди дистрибуторов.
«Издатели, извините, всегда паразитировали на дистрибуторской конкуренции. Всегда это было удобно и приятно. Кому-то дать цены ниже-выше, кому-то оплатить доставочку, кому-то нет. Вот и пришли к тому, к чему пришли. Поэтому если издатели хотят реально исключить проблему неплатежей, надо сообща сломать дистрибуторскую конкуренцию», — заявил Олег Бережной, генеральный директор ГК «Кардос».
В свою очередь издатели указали на отсрочки платежей на поставку печатной продукции. В договорах, по их словам, прописан срок отсрочки в 45 банковских (а не календарных) дней. Они утверждают, что это приводит к задержкам платежей до полугода. Впрочем, распространители заявили, что их договоры предусматривают отсрочку в 45 — 50 календарных дней.
Также в ходе заседания президент НП «ДистриКлуб» Александр Костюченко представил на обсуждение свой вариант решения проблемы.
«Единственный способ решения этой проблемы — консолидация издателей. Другого выхода нет. Дайте мне право поставлять продукцию в определенную сеть или в киоски на определенной территории, и завтра у всех будет 45, а не 60 или 90 дней отсрочки! Что мешает вам создать такое совместное право? Наверное, конкуренция и недоверие друг к другу. Возьмите и проведите эксперимент — мы примем в этом участие, предложим вам условия. Казалось бы — всё просто, но это решение не реализуется уже несколько лет», — заявил он.
За разработку новых правил выступили также и издатели. В частности, генеральный директор ИД «Женское здоровье» Игорь Мосин предложил создать «пул издателей».
«Я вижу организующую роль ГИПП (надеюсь, вы сольетесь с АНРИ) — нужно взять на себя эту инициативу и создать пул издателей, крупных прежде всего, провести с ними прямые переговоры. Должен быть единый центр, который займется организацией этого пула и разработкой механизма „права поставки“. С его помощью мы выстроим весь рынок — должна быть консолидирующая сила», — сказал он.
Директор департамента дистрибуции ИД «Аргументы и факты» Олеся Коробко также призвала ГИПП помочь в консолидации компаний и в выработке новых правил.
«Коллеги, я думаю, это проблема всех издателей — и мелких и крупных. Поэтому нужно объединяться. Но сами мы вряд ли сможем это сделать: на это есть много причин, и попыток было много. ГИПП должен помочь объединиться и выработать правила. Поэтому инициатива должна исходить от ГИПП, а мы вас поддержим», — сказала она.
В ответ на прозвучавшие предложения исполнительный директор Союза издателей «ГИПП» Елена Шитикова предложила собрать все проекты и к следующему заседанию представить на обсуждение новую концепцию рынка продажи печатной продукции.
«Мы готовы всю эту информацию аккумулировать и проработать с юридической точки зрения. Главное, чтобы была поддержка издателей. В завершение было принято решение в ближайшее время собрать все предложения по формированию единого механизма „права поставки“, проработать несколько сценариев его реализации и к следующему заседанию представить на обсуждение новую концепцию современного рынка дистрибуции», — сказала она.