Мнения
/ Интервью

23 марта 2016 14:49

Кирилл Петров: Давление на госорганы - единственный путь защиты журналистов

Межрегиональный профессиональный союз журналистов и работников средств массовой информации «ПЖ»  уже начал свою работу, выступив с инициативой об отмене закона об аккредитации на выборах. Соответствующее обращение было направлено депутатам Госдумы и главе Совета по правам человека Михаилу Федотову. Пресс-секретарь «ПЖ» и шеф-редактор новостей Slon.ru Кирилл Петров в интервью Лениздат.Ру рассказал, чем еще будет заниматься новая организация.

Среди членов профсоюза - специальный корреспондент издания «Такие дела» Павел Никулин, корреспондент «Медиазоны» Максим Солопов, редактор международного отдела РБК Александр Артемьев, корреспондент Znak.com Екатерина Винокурова, корреспондент «Новой газеты» Евгений Фельдман и редактор «Медиазоны» Александр Горохов. 

- Вы называете союз независимым, значит ли это, что вы будете принимать в свои ряды только либеральных журналистов?

- То, что мы называемся независимым профсоюзом, не значит что мы против вступления в нашу организацию людей из государственных СМИ. Независимым профсоюз называется потому, что мы хотим делать независимой свою работу и взаимодействовать с государством только в конструктивном ключе. У нас нет никакого имущества, как у Союза журналистов России, и мы ни на что не претендуем в этом плане. А вступить в союз можно двумя способами. Либо по рекомендации двух действующих членов профсоюза, либо можно заполнить анкету, которую будет рассматривать профсоюзное бюро. Оно состоит из 7 основных членов профсоюза и, по сути, является органом, управляющим всей организацией.

- То есть может быть и так, что вы кого-то не примете в организацию?

- Для того чтобы говорить об этом, нужно приводить какие-то конкретные примеры, пока таких случаев не было. В целом мы просто должны понять, разделяет ли наши принципы и ценности кандидат. У нас есть устав, в котором описано, каким мы видим профсоюз и чем мы хотим заниматься. Разумеется, есть множество журналистов в регионах, о которых в Москве никто не слышал, и эти люди никак не могут получить рекомендацию, но если мы вступим в контакт с таким человеком и поймем, что он нам близок, то, разумеется, мы не будем против того, чтобы видеть его в наших рядах.

- Чем вы можете помочь членам профсоюза?

- При любом преследовании со стороны государственных органов, со стороны работодателей, в случае возникновения каких-то несправедливых отношений с работодателем член нашего профсоюза может быть уверен в том, что мы будем представлять его интересы. Прежде всего, мы хотим защищать трудовые права, потому что мы повседневно сталкиваемся с нарушениями, увольнениями, несправедливыми сокращениями, особенно если говорить о фрилансе и невыплате гонораров. В таких случаях мы будем предоставлять адвоката и юридическую поддержку. Может даже, и психологическую. Если понадобится, то наверняка мы попробуем сделать что-нибудь и в этом направлении.

- Будут ли членские взносы в организации?

- Все члены профсоюза будут платить взносы, потому что все-таки мы должны как-то оплачивать тех же юристов. О какой сумме идет речь, пока не понятно, это будет решаться на следующем съезде, 25 июня.

- Помимо членских взносов, планируете привлекать каких-то инвесторов?

- Что касается сбора средств, то мы создали специальный отдел, который будет заниматься гуманитарными акциями и краудфандингом. Сейчас мы в первую очередь опираемся на коллег и других сознательных граждан, и практика показывает, что их немало. Как, например, в случае с водителем автобуса в Ингушетии, для которого собрали 1,5 миллиона на новый автомобиль взамен сгоревшего. Для нас важны именно такие случаи и сбор денег на подобные акции. Инвесторов пока специально не ищем, но если кто-то захочет помочь, то, конечно, не откажемся.

- Будет ли организация заниматься вопросами трудоустройства членов профсоюза?

 - Пока у нас таких планов не было. Члены профсоюза в основном являются сотрудниками каких-то СМИ, так что каждый журналист из нашей организации может рассчитывать на то, чтобы ему помогли его коллеги по профсоюзу, хотя бы рекомендациями.

- Не опасаетесь ли вы того, что из-за членства в организации у некоторых журналистов могут возникнуть проблемы с работодателем?

- Отвечать за работодателей мы не можем. Но, разумеется, если человек вступит в наш профсоюз и это станет причиной проблем на работе, то мы будем ему помогать, потому что это и есть нарушение его прав.

- Как планируете взаимодействовать с другими организациями, с Союзом журналистов России например? Можно ли назвать вас конкурентами?

- У нас есть человек, редактор международного отдела РБК Александр Артемьев, который отвечает за взаимодействие с другими организациями, так что мы будем развивать это направление. Что касается Союза журналистов России, то я бы не стал употреблять слово конкуренты, разумеется, если человек захочет стать членом нашего профсоюза и при этом сохранить членство в любом другом, то это его решение и мы не будем против. Если он захочет выйти из одного союза и перейти к нам, то, разумеется, мы будем это только приветствовать. Но о конкуренции я бы не говорил, потому что опять-таки мы не претендуем на то, чтобы полностью заменить собой СЖР, нам не нужно имущество, нам не нужно проводить какие-то нелепые конкурсы только ради того, чтобы хоть чем-то заниматься и освоить какой-то бюджет. Мы считаем Союз журналистов неэффективной структурой, собственно, поэтому и существует теперь наша организация. Если у нас получится сделать независимый профсоюз структурой, схожей по масштабам или превосходящей Союз журналистов России, то, разумеется, это будет здорово. Если они захотят с нами взаимодействовать… пока сложно об этом говорить, мы еще даже не видели первой реакции.

- После нападения на журналистов и правозащитников 9 марта на дороге из Ингушетии в Чечню вы помогли собрать средства на новый автомобиль водителю, чью машину подожгли нападавшие. Будут ли еще какие-то еще действия с вашей стороны в рамках этой ситуации?

- Мы будем держать руку на пульсе, будем следить за расследованием этого нападения. У нас теперь есть возможность направлять запросы в правоохранительные органы на правах профсоюза. Мы, разумеется, будем взаимодействовать с юристами по этому вопросу. Сейчас у нас все немного наспех происходит, и мы могли бы подойти к вопросу основания профсоюза более основательно, но после нападения мы уже не могли ждать. Эта история максимально важна для нас, так что будем внимательно с ней работать.

- Как будете работать с нарушениями по 144-й статье УК РФ (воспрепятствование журналистской деятельности), ведь фактов нарушения прав сотрудников СМИ много, а возбуждения дел по этой статье практически не происходит?

- Наша цель - добиваться того, чтобы статья, наконец, стала рабочей. Потому что мы видим множество случаев, когда она нарушается, но правоохранительные органы закрывают на это глаза. Мы считаем, что члены профсоюза могут рассчитывать на помощь самых высококлассных юристов России, которых мы можем привлечь. Мы будем стараться давить на государственные органы, потому что это по большому счету единственный путь. Если мы будем делать свою работу, то когда-нибудь должны произойти положительные изменения.