Медиановости
/ Конфликты, Медиасреда, ТВ

20 апреля 2016 17:55

Правила ТВ от Марины Беловой, которые надо забыть

 
Марина Белова, заместитель гендиректора и глава дирекции программ и маркетинга Пятого канала, раскрыла профессиональные секреты студентам Института кино и телевидения во время своей открытой лекции. Однако, как стало известно Лениздат.Ру, публикация просветительского проекта «Открытая мастерская» от 12 апреля по мотивам выступления Беловой вызвала активное обсуждение среди представителей телеиндустрии из различных СМИ.  Материал, действительно, получился заметный, и возможно, некоторые тезисы будут интересны более широкой аудитории. Впрочем, позднее выяснилось, что текст, опубликованный «Открытой мастерской», Белова потребовала 19 апреля отредактировать, а после - и вовсе удалить.  
 
Ребус с маньяком
 
Просветительский некоммерческий проект «Открытая мастерская» специализируется на освещении тем, связанных с медиа, кино, театром и др. Аудитория проекта – молодые, начинающие специалисты, в том числе и будущие журналисты. Своей целью «Открытая мастерская» видит распространение полезной информации в помощь будущим коллегам. Над проектом работают выпускники Института кино и телевидения. «Наш проект – это своеобразный дневник начинающего журналиста, мы фиксируем интересные лекции, публичные выступления интересных нам людей. Конечно, нам интересно было узнать мысли Марины Беловой как представителя единственного федерального канала, вещающего из региона, - рассказал Лениздат.Ру руководитель «Открытой мастерской» Максим Мирошниченко. -  Но мы были удивлены тому, что от нее услышали. Но если взрослые люди, начальники считают так, то у нас вообще нет никаких вопросов к Пятому каналу». 
 
Первой в тексте «Открытой мастерской» внимание привлекла опубликованная «памятка по персонификации ТВ-брендов», подписанная Мариной Беловой:
 В самом тексте не было пояснений, почему Первый канал в варианте «персонификации ТВ-брендов» представляют Эрнст, Малахов и Путин. Если первые двое воспринимаются как лица канала, то президент из логической цепочки выбивается и интерпретируется как, вероятно, главный герой многих новостных сюжетов. Телеканал «Россия» представляют ведущий Дмитрий Киселев и некая домохозяйка. Казалось бы, по аналогии с предыдущей цепочкой домохозяйка должна быть таким же обсуждаемым персонажем этого ТВ-бренда, как Путин для Первого, но, вероятно, это обобщенный портрет целевой аудитории канала. Это косвенно подтверждается элементами текста: «по словам Марины Беловой, "Россия 1" в свое время с помощью женских сериалов набрала хорошую, но немолодую аудиторию».
 
Однако НТВ и РЕН ТВ – это соответственно «маньяк» и «инопланетянин». Кто из них представитель целевой аудитории, а кто бренд, уже не совсем можно понять. Еще больше путаницы при интерпретации вариантов «Пятый: Ника Стрижак. Семья» и «СТС: член семьи Ворониных». 
 
Загадку этой схемы Лениздат.Ру объяснила сама Марина Белова. По ее словам, эта модель была предложена не ей, а студентами. «Я предложила им поиграть и попросила назвать ряд ассоциаций, которые вызывает у них тот или иной ТВ-бренд. Это были реплики самих студентов из зала, у нас происходил живой диалог», - рассказала Лениздат.Ру Белова. Сама же заместитель генерального директора под результатом этого диалога подписаться в качестве автора не готова.
 
Спустя неделю после публикации, 19 апреля, текст «Открытой мастерской» по требованию Беловой на блог-платформе Medium.com был отредактирован – памятка была удалена. Руководитель «Открытой мастерской» Максим Мирошниченко объяснил Лениздат.Ру, почему было принято решение о внесении правок в этом случае. Команда проекта согласилась пойти на компромисс, так как оформление иллюстрации к материалу оказалось двусмысленным и авторство цитат осталось неясным. Кроме того, из текста памятки можно было предположить, что Белова нарушила корпоративную этику. По словам Мирошниченко, эта причина для удаления иллюстрации прозвучала от самой героини материала. «Ей не понравились фразы "Пятый канал это семья", а "РЕН ТВ – инопланетяне". Эти два канала входят в один холдинг, и получилось так, что Марина Белова похвалила свой канал, но обидела коллег», - объяснил руководитель «Открытой мастерской». Напомним, Пятый канал и РЕН ТВ входят в холдинг «Национальная медиа группа» вместе с Первым каналом, газетой «Известия» и др.   
 
Впрочем, памятка была далеко не единственной причиной претензий Беловой к авторам из «Открытой мастерской».  
 
Первый мультиплекс глазами Беловой
 
По данным Лениздат.Ру,  некоторые представители ТВ-цеха были также озадачены фразой из публикации о том, что «за короткий по телевизионным меркам срок Белова превратила петербургскую кнопку в федерального гиганта».  Недоумение коллег вызвал тот факт, что на федеральное вещание Пятый канал вышел еще в 2006 году, то есть за пять лет до прихода туда Марины Беловой. Впрочем, в отредактированной версии материала за короткий по телевизионным меркам срок в федерального гиганта медиаменеджер превращала канал уже «с коллегами».  
  
Заместитель гендиректора «Пятерки» во время лекции отметила веху в истории телеканала: «В этом году был принят указ президента: Пятый канал переместился на пятую кнопку. После этого позиции усилились». В беседе с Лениздат.Ру Марина Белова пояснила, что имела в виду внесенные летом 2015 года поправки в законы «О СМИ» и «О связи», упорядочивающие расположение каналов первого и второго мультиплексов. Пятый канал входит в первый мультиплекс – то есть является обязательным и бесплатным федеральным телеканалом, входящим в пакеты всех операторов. Так было и до 2015 года. Но новая редакция законов запрещает операторам изменять порядок каналов, то есть первые 20 кнопок всегда должны быть заняты каналами первого и второго мультиплексов.
 
Стоит отметить, что эксперт во время своего выступления озвучила свой анализ деятельности и других телеканалов первого мультиплекса. Например, по мнению Беловой, телеканал «Россия 1» занимается копированием программ с Первого, но всё напрасно.  «"Россия 1" всё время копирует Первый канал,  они сами ничего не придумывают. Они хотят навредить Первому, а вредят себе», - цитирует медиаменеджера «Открытая мастерская».  Оценила Белова и аудиторию «России 1»: «Пять лет  назад у канала "Россия" аудитория стала совсем "старперская". А  Первый канал сохранил ядро и нарастил молодую аудиторию».
 
Классический подход в новой редакции
 
Среди тезисов Марины Беловой внимание привлекает фраза о конкурентном преимуществе Пятого за счет грамотного распределения рекламного времени. По словам медиаменеджера, ее телеканал запускает рекламный блок чуть раньше остальных. Зрители по привычке начинают «щелкать» по каналам и видят, что реклама уже началась и на других кнопках. Тогда они возвращаются на Пятый, где блок заканчивается за счет этой хитрости чуть раньше, чем у конкурентов. «Это интересная штука, я ее автор», - цитирует текст Марину Белову.
 
Впрочем, собеседники Лениздат.Ру, знакомые с телевизионной кухней, говорят, что, по данным статистики, около 80% зрителей регулярно «гуляют» по каналам во время рекламных блоков и многие возвращаются на исходный канал, потому что их уже успела заинтересовать конкретная программа. А то, что выдает Марина Белова за свою авторскую методику, отлично известно работникам радио и телевидения. Рабочий «шпионаж» за конкурентами включает в том числе и отслеживание времени выхода рекламных блоков - с тем, чтобы скоординировать показ собственной рекламы. Причем, по мнению некоторых экспертов, эта практика на ТВ пришла с радио. Сама Марина Белова, к сожалению, прокомментировать свое заявление для Лениздат.Ру не смогла, сославшись на неотложные дела. 
 
Удалить «Открытую студию»
 
Отредактированный 19 апреля текст лишился отрывка с мнением замгендиректора о передаче «Открытая студия». В изначальном варианте приводилась цитата, где медиаменеджер признавалась: если бы это было в ее власти, она бы, возможно, закрыла программу, однако она понимает важность формата «Открытой студии» для федерального канала. 
Из записи лекции Беловой, оказавшейся в распоряжении Лениздат.Ру, ясно, что слова о программе «Открытая студия» действительно были произнесены заместителем гендиректора Пятого. По словам руководителя «Открытой мастерской», Белова попросила удалить этот отрывок сама, утверждая, что она этого не говорила. Мирошниченко согласился пойти на компромисс и в этом случае, хотя, по его мнению, речь была передана в тексте точно. 
 
«Когда специалист, занимающий должность заместителя генерального директора Пятого канала, говорит такие конкретные вещи, как свое мнение об известном проекте "Открытая студия", то он наверняка отдает себе отчет в том, что он говорит», - выразил свое мнение в беседе с Лениздат.Ру руководитель «Открытой мастерской». По мнению Мирошниченко, журналистский и читательский интерес к этому высказыванию Беловой был очевиден. 
 
«Мы не хотим ни с кем конфликтовать и не хотим, чтобы сказанные человеком слова как-то повлияли на его профессиональную жизнь. Наша задача была - дать объективную картину, а не выставить Марину Белову в дурном свете, это хотелось бы подчеркнуть», - отметил руководитель «Открытой мастерской» в беседе с Лениздат.Ру.
 
Тем не менее правками Марина Белова осталась недовольна. По словам Мирошниченко, заместитель гендиректора Пятого канала несколько раз настойчиво просила его удалить публикацию целиком. Однако в этом «Открытая мастерская» ей отказала. «Нас смутило то, что материалу уже почти две недели и вдруг начинаются звонки с требованием убрать отрывки, а потом и весь текст», - рассказал Мирошниченко. По его словам, еще в первый день публикации репортажа, 12 апреля, продюсеры проекта отправляли текст сотрудникам Пятого канала, надеясь на дальнейшее распространение с помощью коллег. Однако никакой реакции тогда не последовало, и никто не просил внести правки. Белова обратилась к «Открытой мастерской» только 19 апреля, вероятно получив негативный отклик от коллег по ТВ-цеху. 
 
«Главная претензия Беловой – будто мы неправильно поняли и переврали ее слова. Мы переслушали запись: она всё это говорила, мы это зафиксировали, - сообщил Мирошниченко. - И нам кажется странным что-либо скрывать, если человек только спустя две недели опомнился, что именно он сказал… Но, насколько я слышал от моих знакомых журналистов, они очень негативно восприняли слова Беловой». 
 
В беседе с Лениздат.Ру заместитель генерального директора Пятого канала призналась, что она не планировала освещать в СМИ ее выступление в Институте кино и телевидения. Не ожидала, соответственно, она и какой-то реакции со стороны профессионального цеха. «Это было выступление для студентов, для "внутреннего контура". Я рассказывала о секретах ремесла, которые было бы интересно узнать молодым журналистам. У нас не было задачи это как-то освещать», - пояснила Марина Белова. 
 
Но руководитель «Открытой мастерской» считает, что это слабый аргумент.  «Мы отразили то, что она говорила перед большой аудиторией студентов Института кино и телевидения. Это было публичное выступление. А информация, которую мы получили из первых уст, – на наш взгляд, достойное для публикации событие. Нам казалось, что текст не должен вызвать никаких негативных эмоций у самой Марины Беловой», - считает Мирошниченко.