В ежегодном рейтинге РБК крупнейших технологических компаний интернет-компания Mail.Ru Group заняла первое место. Год назад она находилась на третьей строчке.
Как отмечает директор группы Дмитрий Гришин, Mail.Ru Group стала «мобильной компанией». По его словам, холдинг занимает первое место по размеру дневной мобильной аудитории в России.
«Меняется парадигма, подходы к сервисам, понимание их работы. Появились люди, которые фактически не видели компьютеры, но 300 раз в день проверяют телефон», — заявил Гришин.
Кроме того, в прошлом году среди приоритетов Mail.ru Group были игры, в частности, состоялись российский и международный запуски Skyforge и Armored Warfare. По словам Гришина, ежемесячная аудитория портфельных игр компании достигла 43 млн человек. Выручка от MMO-игр за 2015 год увеличилась на 6,3% и составила почти 9 млрд рублей.
Также быстрорастущим активом стал «ВКонтакте», долю в котором холдинг довел до 100% в 2014 году. По итогам 2015 года выручка социальной сети выросла на 44,2%, до 6,23 млрд рублей. Для сравнения: сама группа «прибавила» в выручке 10% за 2015 год, до 39,3 млрд рублей (по неаудированным финансовым показателям, с учетом HeadHunter). Месячная активная аудитория (MAU) «ВКонтакте» достигла 90 млн пользователей, при этом свыше 70% из них заходят в соцсеть через мобильные устройства.
Второе место в рейтинге занял «Яндекс». Его выручка в 1,8 раз больше, чем у Mail.ru Group.
Третье место в рейтинге досталось Казанскому вертолетному заводу. Отмечается, что вообще 65% общей выручки пришлось на военные и частично военные предприятия, а не отрасль IT.
При этом отмечается, что экономический кризис и сокращение рекламного рынка начали сказываться на бизнесе двух лидеров рейтинга. В 2015 году и Mail.Ru Group, и «Яндекс» впервые с момента выхода на биржу (осень 2010 года и весна 2011 года соответственно) показали снижение прибыли. Чистая прибыль победителя рейтинга сократилась на 11,5% — до 11,1 млрд рублей, у «Яндекса» снижение составило 43% — до 9,7 млрд рублей (по скорректированной чистой прибыли — на 11%, до 12,2 млрд рублей). Основные статьи валютных расходов для обеих компаний — аренда, зарплаты и продвижение.
Судя по рейтингу, сфера IT в российской экономике технологий пока занимает скромное место: на отрасль, где работают лидеры рейтинга, пришлось лишь 10,2% совокупной выручки 50 участников. Главной технологической отраслью осталась авиация — производители такой техники «принесли» 28,1% общей выручки компаний рейтинга. При этом сферу IT обошли также железнодорожное машиностроение (около 16%), производители оружия (почти 15%), компании, работающие на космос, и судостроители (примерно по 11%).