«Деловой Петербург» и «Фонтанка.ру» проводят лучшие расследования на тему коррупции, считают опрошенные Лениздат.Ру петербургские журналисты. Сотрудники СМИ также отметили тексты «Новой газеты», «Моего района» и материалы о «Зенит-Арене».
Международный день борьбы с коррупцией учрежден Генассамблеей ООН и ежегодно отмечается 9 декабря. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Россия была в числе первых стран, подписавших Конвенцию. Документ обязывает государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.
Впрочем, проблема коррупции не теряет актуальности для России – эта тема ежедневно поднимается в СМИ. Петербургские журналисты не остаются в стороне, регулярно открывая своим читателям и правоохранительным органам глаза на преступные схемы. Однако, по мнению самих расследователей, опрошенных Лениздат.Ру, публикации редко приводят к конкретным результатам, при этом требуют много времени и средств.
Лениздат.Ру спросил у журналистов-расследователей, какой результат они ожидают и получают после написания материала, а также попросил их назвать лучшие публикации 2016 года на тему коррупции.
Ирина Панкратова, корреспондент «Делового Петербурга», номинант «Золотого пера – 2015» в категории «Расследование» за текст «Как глава «Водоканала» Феликс Кармазинов построил многомиллиардную империю» (через несколько месяцев после публикации Кармазинов покинул свою должность):
Говоря про День борьбы с коррупцией, журналистка заявила, что «праздновать у нас пока особо нечего» - в экономической сфере кроется бесконечное количество тем, которые у расследователей, наверно, никогда не кончатся.
Ирина Панкратова отметила, что зачастую все расследования не несут какого-то глобального эффекта, но журналисты, к сожалению, сделать с этим ничего не могут. «Конечно, обидно, часто я расстраиваюсь, занимаюсь самокопанием, думаю, может, это никому не нужно, - поделилась Панкратова в беседе с Лениздат.Ру. - Но с другой стороны, наша работа – это находить темы, отписывать их, разбирать… И, как говорит одна моя знакомая, когда-нибудь через много лет, когда у нас в стране все будет красиво, хорошо и прозрачно, наши тексты кому-то пригодятся», - подытожила журналистка.
Среди расследований на тему коррупции Ирина Панкратова выделила серию материалов про Евгения Пригожина «Фонтанки.ру» («Как Пригожину доверили спортивный центр в Лахте построить», «Империя Пригожина взяла военные городки», «Пригожин подобрал остатки оборонного госзаказа»), материал про ректора Горного университета и «ИП городского масштаба» «Делового Петербурга». Последнее расследование оказалось результативным – по словам журналистки, сейчас идет проверка прокуратуры, куда городские предприниматели после выхода текста «ДП» направили много жалоб.
Алиса Кустикова, корреспондент «Новой газеты в Петербурге», автор расследований на тему коррупции, среди которых написанные в 2016 году «Отдай, не проси, не жди», «Похороните меня ниже плинтуса», «Не смешите мои камамберы»:
Журналистка отметила, что сейчас очень большое внимание уделяется темам расходов чиновников и госкорпораций, в то время как интересно было бы детально изучить военные расходы (конкретно - сколько уходит на кампанию в Сирии) и реформу в здравоохранении.
По мнению Алисы Кустиковой, расследование – это в первую очередь умение пользоваться рядом инструментов, их незнание может стать препятствием для создания материала. «Расследование переживает второе рождение, ренессанс, становится модным жанром. Но жанр этот очень техничен – требует, чтобы человек разбирался хотя бы в тех же базах», - объяснила журналистка.
Лучшее расследование этого года, по версии Алисы Кустиковой, - материал про ректора Горного университета и «ИП городского масштаба» «Делового Петербурга», а также расследование Светланы Зобовой про «Зенит-Арену».
Андрей Захаров, бывший корреспондент «Фонтанки.ру», лауреат «Золотого пера — 2015» в номинации «Расследование» за серию материалов про «британско-тамбовского» инвестора Яхтенного моста, лауреат «Золотого пера — 2014» в номинации «Политическое измерение» за текст «Афонская десятина петербургского бюджета»:
По мнению журналиста, в первую очередь нужно обращать внимание на коррупцию в крупных размерах: победив крупную, потом можно браться за «мелкую». «После таких расследований коррупционеры хотя и начинают больше скрывать факт аффилированности, но чем больше привлекается к этому внимания, тем лучше, - отметил Захаров. - Хотя фидбек, как правило, бывает лишь в 5% от всех выявленных случаев».
За этот год Андрей Захаров не смог вспомнить ни одного случая, когда расследование привело к каким-то реальным последствиям. Раньше такая неэффективность его расстраивала. «Удовлетворяешься уже просто резонансом и не ждешь такого результата, как где-нибудь в Скандинавии», - подытожил журналист.
Лучшие расследования этого года, по мнению Захарова, – это «ИП городского масштаба» «Делового Петербурга» и «И Варсонофий не без «Ролекса» «Фонтанки.ру».
Денис Коротков, корреспондент «Фонтанки.ру», лауреат «Золотого пера – 2015» в номинации «Новость года» за текст «“Славянский корпус” возвращается в Сирию», номинант «Золотого пера – 2014» в номинации «Расследование» за текст «Транснациональные махинаторы дают гастроль в Петербурге», лауреат «Золотого пера – 2013» в номинации «Расследование года» за текст «Гарнитуры Сердюкова всплыли на «Северной верфи»:
Как рассказал Денис Коротков Лениздат.Ру, большинство журналистских расследований, да и других материалов, не производят никакого эффекта, несмотря на их явно значимое, интересное содержание – это условия, в которых работает современный журналист. «Что-то получается – уже хорошо, сам факт информирования общества о некоторых фактах уже сам по себе является результатом, - думает журналист. - Во всяком случае, этим можно утешаться». «Наиболее опасен тот уклон, с которым перестают бороться», - напомнил Коротков.
Светлана Зобова, журналистка, автор расследования «Зенит-Арена»: субподрядная вакханалия»:
В Петербурге мало журналистов-расследователей, потому что далеко не каждое издание готово терпеть автора, который долго копается над темой, а не выдает по тексту в день. Расследования требуют и финансовых вложений, которых может не быть у региональных изданий, – средства идут, например, на платные выписки из офшоров и данные с американских публичных реестров. «Становится все меньше СМИ, в которых можно публиковать расследования и которые могут платить журналистам-расследователям, - отметила Светлана Зобова. - Нужны средства, нужно время и определенный склад ума и интерес к сфере – если это все вкупе есть, то есть журналист-расследователь».
По мнению Светланы Зобовой, в Петербурге традиционно лучше всех работают «Деловой Петербург» и «Фонтанка.ру», несколько интересных расследований сделали «Новая газета» и «Мой район».
Михаил Рутман, обозреватель отдела социальных проблем газеты «Санкт-Петербургские ведомости», лауреат «Золотого пера – 1997» в номинации «Лучшая публицистическая работа» за текст «Прощай, моя красавица!», обладатель премии Союза журналистов России, премии «За успехи в юридической науке и практике» и премии «СеЗам»:
Журналист считает, что сейчас жанр расследования очень популярен, но сложен в работе: информацию трудно добывать, но еще сложнее – проверить ее достоверность. «Журналист не застрахован от того, что его могут ввести в заблуждение», - отметил Михаил Рутман.
«Сейчас не советское время, когда человек может застрелиться из-за фельетона в газете, - считает Рутман. - Эффективность прессы в принципе упала, потому что прессы стало слишком много, она не всегда правдиво отражает, не на все реагирует, поэтому значимость информации, которую она сообщает, упала. В случае, когда она достоверная, но невыгодная, удобно не обращать на нее внимание». Он также отметил, что журналистам все-таки надо продолжать «биться в закрытые ворота».
Михаил Рутман уверен, что лучшие расследования в Петербурге делают авторы «Фонтанки.ру». В частности, он выделил «громкое дело с горелым творогом» и «Они сражались за Пальмиру» про ЧВК Вагнера.
Софья Сажнева