Медиановости
/ Медиасреда

12 декабря 2016 15:27

Журналистские расследования по-шведски

 
Как найти тему для расследования, почему журналист должен вести «дневник фактов», кто такой «адвокат дьявола» и зачем он нужен, рассказал ведущий редактор Швеции в области журналистских расследований Нильс Хансон. Эти темы он обсудил на конференции «Журналистика расследования. Теория и практика», которая проходила 9 и 10 декабря в Центре по подготовке руководителей в Пушкине при поддержке Института региональной прессы и International Media Support.
 
С 2004 г. Нильс Хансон работает менеджером проектов и продюсером в расследовательской программе Общественного телевидения Швеции «Миссия — журналистское расследование» (Uppdrag granskning). Хансон получил множество престижных журналистских наград, среди которых «Золотая лопата» (Guldspaden), «Золотое Динамо» (Den Gyllene Dynamon) и Большой приз Пресс-клуба.  
 
За 12 лет выхода в эфир «Миссии - журналистское расследование» было сделано порядка 750 расследований. Ежегодно выходит 39 выпусков программы продолжительностью один час. На создание каждого уходит в среднем от трех до шести месяцев и €100 тысяч. На примере работы телепрограммы Нильс Хансон рассказал петербургским журналистам, как эффективно проводить расследования.
 
С чего начать работу над материалом:
 
1. Определить, какая сейчас основная и главная проблема в обществе.
 
2. Если какое-то явление выглядит странно, подозрительно, стоит это проверить. При этом журналист должен быть критичным и, можно сказать, циничным, не верить абсолютно никому, пока не проверит сам минимум по трем источникам.
 
3. Журналисту следует оценить степень важности и сложности темы, никогда не браться за трудоемкие и малозначительные. Примерно в 10% случаев расследователи совершают такую ошибку, предполагая, что материал «выстрелит» за счет глубокой проработки темы и получения эксклюзивной информации. Но если история не так проблемна и актуальна для общества, нет смысла браться за нее. 
 
4. Корреспондент должен иногда идти на компромисс и браться за темы, которые, может, и не являются действительно важными, но легки в разработке и могут «взбодрить» аудиторию.
 
Как найти самое важное в истории:
 
1. Пообщаться с инсайдерами, которые укажут на проблемные аспекты. Чтобы источник был максимально открытым и честным, стоит проводить беседу в формате консультации, разговора «для понимания». На этом этапе ни в коем случае не настаивать на проведении интервью.
 
2. Сопоставить, как система должна работать по правилам и как она работает на самом деле. Более 70% материалов строятся именно на таком конфликте. Попытаться выяснить – это случайное недоразумение или системная ошибка.
 
3. Разработать минимум 3 гипотезы. Проверить их с помощью работы с документами, анализа журналистских материалов коллег или повторного контакта с инсайдерами. 
 
Встреча с «адвокатом дьявола»
 
Следующий этап создания расследования – встреча с группой редакторов, один из которых выступает «адвокатом дьявола»: критикует темы, задает неудобные вопросы и ищет «слабое звено» идей. «Слабое звено» есть в каждой истории, журналист не должен его игнорировать, а, наоборот, уделить этому аспекту особое внимание, так как он может разрушить всю гипотезу материала. Поэтому Нильс Хансон рекомендует начать работу над материалом с проработки «слабого звена». 
 
По итогам встречи корреспондента и редакторов выделяется самая перспективная гипотеза либо, что бывает примерно в 10% случаев, отвергаются все. 
 
Лучшие друзья расследователя
 
По словам Нильса Хансона, часто корреспонденты «зарываются» в тему, постоянно ищут новые подробности, мнения, документы. Этот процесс может продолжаться бесконечно, и в итоге у расследователей не остается времени на создание материала. Дедлайн – лучший друг журналиста, считает Хансон.  Жесткий дедлайн помогает автору сконцентрироваться на ведущих аспектах идеи. 
 
Второй «лучший друг» журналиста – это хронологическое документирование всех этапов разработки материала, отметил Нильс Хансон. Журналисты программы «Миссия – журналистское расследование» обязаны вести электронный дневник создания материала, где фиксируют историю всех контактов со спикерами  и работу с документами, с указанием времени, способа коммуникации и сути полученной информации. Также к дневнику прикладывают записи всех разговоров, экземпляры документов, ссылки на другие источники. Ведение дневника позволяет журналисту держать во внимании все аспекты расследования, выявить лживость спикеров и, в случае если корреспондента обвинят в обмане или необъективности, поможет доказать его правоту. 
 
«Отрицательные» герои и работа с ними
 
По мнению Нильса Хансона, в истории обязательно нужно найти виновных. Если этого не сделать, расследование – бесполезно.
 
Журналист считает, что нельзя давать мнение «отрицательного» героя в конце – с ним надо встретиться намного раньше, так как он может дать новую, интересную информацию, которую журналист просто не успеет проработать к дедлайну. Кроме того, Хансон предлагает трехступенчатую модель работы с такими спикерами:
 
1. В самом начале работы над материалом запросить интервью. Чаще всего на этом этапе спикер отказывается от контакта, надеясь, что без его комментария текст не выйдет вообще.
 
2. Получив всю информацию от «положительных» героев и из документов, проинформировать «отрицательного» персонажа о части добытых вами фактов и вновь запросить интервью. В такой ситуации отказ от общения приходит только в половине случаев.
 
3. Непосредственно перед выходом материала выслать «отрицательному» герою критикующий его текст, дать возможность высказать альтернативную точку зрения. Как правило, в этот раз с 90%-й вероятностью спикер выйдет на контакт.
 
Фактчекинг «докаголика»
 
По мнению Нильса Хансона, хороший расследователь должен быть немножко «докаголиком» - уметь работать с документами и, что самое важное, любить это делать. Минимум за 10 дней до выхода материала журналист проводит фактчекинг: сверяясь со своим дневником, он верифицирует информацию минимум по трем источникам. В случае если это сделать невозможно, в материале обязательно указывают, что это неподтвержденный факт, хотя лучше вовсе постараться избежать использования такой информации.
 
Кроме того, корреспондент может провести встречу по сверке фактов с источниками и сторонними экспертами. Контрольную проверку перед выходом в эфир проводит редактор - «адвокат дьявола».  
 
На конференции «Журналистика расследования. Теория и практика» в качестве экспертов выступили шведские и российские журналисты-расследователи, которые рассказали студентам, журналистам и общественным активистам о технике создания расследований на примере своих кейсов. Среди докладчиков были Нильс Хансон, один из авторов расследования про панамские офшоры Фредерик Лаурин, главред «Фонтанки.ру» Александр Горшков, редактор Центра журналистских расследований на Юге Украины Олег Оганов, соучредители «Фонда 19/29» Галина Сидорова и Игорь Корольков и участники программы SCOOP-Russia.