Медиановости
/ Пресса

13 января 2017 17:26

Лучший подарок прессе – свобода и независимость

 
В День российской печати, 13 января, журналисты жалуются на ограничительную политику государства в отношении СМИ, нехватку финансирования и профессиональных кадров. В эти тяжелые времена прессе помогает выжить преданность читателей и надежда на лучшее.
 
В свой профессиональный праздник журналисты рассказали Лениздат.Ру, что нужно печатным изданиям, чтобы выйти из кризиса: обрести независимость, обеспечить симбиоз «цифры» и «бумаги» и быть смелыми.
 
Остановить падение
 
В качестве подарка на профессиональный праздник газетчикам Петербурга нужны интересные новости, внимательные читатели и сотрудники, интересующиеся тем, что происходит вокруг, считает главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрий Шерих. 
 
Совсем другие мечты у главного редактора «Делового Петербурга» Максима Васюкова: он надеется, что рынок печатной прессы сможет выйти из пике, прекратит падение. Такой же позиции придерживается и экс-декан журфака СПбГУ, бывший депутат петербургского ЗакСа Марина Шишкина. «Я хочу, чтобы сохранились старые бренды и появились новые, а газеты уважали и к ним прислушивались», - высказала она свои пожелания в беседе с Лениздат.Ру. 
 
По мнению гендиректора ОАО «Петроцентр» Людмилы Яковлевой, петербургские работники СМИ уже получили подарок в честь праздника - открытие Дома журналиста. «Теперь наша задача сделать так, чтобы Домжур стал действительно домом для журналистов, - заявила Яковлева Лениздат.Ру. - Чтобы он стал функционально полезен, помогал журналистам реализовывать свои профессиональные обязанности, стал центром информационных потоков». 
 
Запретительная реальность
 
Помимо специфических проблем, на печатной прессе также сказываются негативные тенденции, характерные для отрасли СМИ в целом, отмечает Марина Шишкина. «Пресса – это необходимый элемент нормального общественного устройства, она не должна быть политическим инструментом или «придатком»  чего-то, это самостоятельная индустрия, - считает экс-декан журфака СПбГУ. - Каково СМИ – таково и общество».
 
Снять появившиеся в последнее время ограничения на свободу слова и работу журналистов хочет и главред «Делового Петербурга». Кроме того, он ратует за ограничение государственного финансирования СМИ. «Чем меньше будет государственных денег в СМИ – тем лучше», - считает Максим Васюков. По его мнению, государство должно финансировать только узкопрофильные СМИ – например, журнал про балет и телеканал «Культура».
 
С мнением об отмене господдержки для периодических изданий не согласился председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. «Пресса нуждается в поддержке государства и в свободе зарабатывать деньги», - такой позиции придерживается представитель АРПП. По его словам, Госдума прежнего созыва внесла большое количество поправок, ограничивающих деятельность СМИ, что крайне негативно сказалось на рынке. Отрасль угасает, что подтверждается массовым исчезновением изданий, например  –  закрытием печатных версий «Коммерсантъ.Власть» и «Коммерсантъ.Деньги». «Я считаю, что чиновники, которые инициируют и поддерживают такие изменения, совершают преступления против народа и медиа, ухудшают информационную безопасность страны», - заявил Оськин в беседе с Лениздат.Ру. 
 
Александр Оськин отметил еще одну негативную тенденцию - уничтожение системы распространения печатной продукции. Председатель правления АРПП привел удручающую статистику: книжных магазинов сейчас меньше, чем было в царской России – всего 1,5 тысячи, а количество газетных киосков в последнее время уменьшилось почти в два раза - их осталось всего 22 тысячи на всю страну. По его мнению, причина исчезновения киосков -рост арендной платы и ограничение ассортимента, разрешенного к продаже. «Если снять эти ограничения, отрасль выправит свое положение, будет приносить государству деньги и создавать новые рабочие места», - заключил Оськин. 
 
Отметим, по данным АРПП, объем розничных продаж периодической печати в России за 2016 год сократился на 7% и составил 43,2 млрд рублей. Продажи по подписке остановились на отметке 18,2 млрд рублей (минус 3%), а падение тиража составило 14%, что на один процент меньше, чем в 2015 году. 
 
Профессионалов нет
 
Нехватка профессиональных кадров стала существенной проблемой для печатной отрасли, считают петербургские медиаменеджеры. «Дипломированных специалистов в городе и стране существенно больше, чем нужно рынку, а хороших и сильных людей не хватает всегда», - сетует Максим Васюков. С главредом «Делового Петербурга» согласилась Людмила Яковлева, отметив, что даже самый хороший факультет журналистики не может дать будущему специалисту самого главного – практики и опыта. 
 
По мнению Дмитрия Шериха, газетчик должен обладать рядом специфических качеств, обучить которым в университете невозможно. «Газета требует умения самостоятельно работать, знания предмета и владения пером, - объяснил свою позицию Шерих. - Эти качества в человеке встречаются не так часто, как хотелось бы».
 
Специфичность работы в печатном издании отметила и Марина Шишкина. По ее мнению, работа в прессе требует от журналиста повышенного чувства ответственности, ведь «то, что написано пером, не вырубишь топором». «Безмерно уважаю людей, которые работают в газетах, потому что, в отличие от тех же телевизионных журналистов, которые могут позволить себе ошибиться и оправдать это проблемой устного слова, газетная журналистика всегда обладает безупречным слогом», - заключила Шишкина. 
 
Преданная аудитория
 
Единственная положительная тенденция, которую отметили все опрошенные Лениздат.Ру медиаэксперты, – интерес аудитории к прессе не падает, а видоизменяется. По мнению Марины Шишкиной, сейчас стерлась грань между электронной и печатной газетой - для читателя главное, чтобы издание было источником объективной информации. «Чтение газеты – это такая модная, элитная история, - считает Шишкина. - Не важно, в каком формате выходит газета, онлайн или офлайн, – это все равно газета, даже если я читаю ее через интернет». Мнение экс-декана журфака СПбГУ поддерживает и Александр Оськин. «У читателей меняется спрос, для изданий сейчас главное – обеспечить симбиоз «цифры» и бумаги», - подытожил председатель правления АРПП.
 
Дмитрий Шерих отметил, что источником новостей теперь стали электронные СМИ, телевидение и радио, а газета дает читателям аналитику, мнения, вдумчиво освещая все аспекты произошедшего события. Главред «Санкт-Петербургских ведомостей» заявил, что благодаря такой концепции его издание не теряет аудиторию, а, наоборот, смогло ее увеличить в 2016 году. 
 
Людмила Яковлева отметила рост интереса аудитории к «Петербургскому дневнику» - если раньше на некоторых станциях метро часть тиража оставалась нетронутой, то сейчас уже к 9 утра все изданные экземпляры оказываются в руках у читателей. По ее мнению, это связано с повышением качества журналистских материалов, расширением диапазона освещаемых тем и изменением верстки издания.
 
Положительную динамику спроса наблюдает и Максим Васюков. По его словам, общий объем оплаченного подписного тиража «Делового Петербурга» остается примерно на одном и том же уровне, а по данным TNS за 2016 год аудитория издания растет. Впрочем, данный факт, по мнению медиаменеджера, не должен вселять излишнего оптимизма. «Это, конечно, приятно, но в долгосрочной перспективе печатный носитель находится под угрозой исчезновения», - заключил Максим Васюков. 
 
Меньше негатива
 
В честь праздника медиаменеджеры пожелали своим коллегам мужества, смелости и профессионализма.
 
Увлекательной работы, которая будет приносить удовольствие и деньги, пожелал коллегам Дмитрий Шерих. «Много интересных новостей и как можно меньше негатива, чтобы случалось меньше трагедий, о которых нам приходиться писать», - завершил он свое поздравление коллегам.
 
Людмила Яковлева призвала журналистов быть корректными в подаче информации и уважать своего читателя.
 
Журналистам требуется мужество и терпение, чтобы пережить трудный для печати период, отметила Марина Шишкина. «Самое главное, чтобы журналистика была профессией, которая кормит сама себя, а работникам СМИ не приходилось искать себе стороннего заработка в пропаганде или пиаре», - заключила экс-декан журфака СПбГУ.  
 
Максим Васюков и Александр Оськин призвали редакции быть смелее, «следовать» за читателями и признать необходимость перемен. «Найти в себе силы стремительно меняться, признать, что в прежнем виде ты уже не можешь быть конкурентным игроком рынка, - пожелал председатель правления АРПП. - Если ты не изменишься, ты умрешь как издание».