Уполномоченный по правам человека
«У меня возникают подозрения, что это — провокация, что это — ложный донос. И здесь нужно до конца доводить (…) Я еще не готова сегодня сделать эти выводы, но выводы нужно делать. Что это, действительно люди пострадали или кто-то хочет спекулировать на этом?» — сказала Москалькова.
Она подчеркнула, что проведению дальнейшей проверки этой информации мешает отсутствие имен возможных жертв.
«Да, обещают дать, у меня есть возможность лично выехать, запросить, посмотреть их документы. Закон о защите свидетелей и потерпевших уголовного процесса дает возможность конфиденциальности, охраны, всего девять мер защиты», — добавила омбудсмен.
Она напомнила, что сделала пять запросов по данному вопросу, в том числе в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, МВД и прокуратуру Чечни. По словам Москальковой, все эти ведомства ответили, что не зарегистрировали ни одного подобного преступления.
«Я беседовала с инициаторами, они говорят: боятся. Было указано по поводу пропаж и двух тюрем с конкретными адресами в городе Аргун, что якобы там пыточные зоны. Я, имея взаимодействие с правозащитниками, обращаюсь к ним, к журналистам, которые там работают, они выезжают на место, проверяют каждый угол — не соответствует действительности», — отметила Москалькова.
Напомним, в апреле «Новая газета» сообщила, что в последние несколько месяцев в Чечне свыше ста человек были задержаны по подозрению в нетрадиционной сексуальной ориентации. Как писала «Новая», задержанных помещали в секретные тюрьмы и пытали, заставляя назвать имена других гомосексуалов. По данным газеты, три человека были убиты.
Власти Чечни назвали информацию издания ложью. Глава Чечни Рамзан Кадыров во время встречи с президентом России Владимиром Путиным опроверг информацию этих «провокационных статей», отметив, что «даже говорить про это неудобно».
Добавим, на прошлой неделе редакция «Новой газеты» опубликовала заявление, сообщив об угрозах в адрес журналистов после публикации о массовых задержаниях и пытках жителей Чечни. Давая комментарий по этому поводу, муфтий Чечни Салах-хаджи Межиев предрек авторам «Новой газеты» «возмездие Аллаха». По его мнению, журналисты «Новой» задели «не только чувства некоторых», но и «весь чеченский народ, задели духовенство, задели самое святое». Позже советник главы Чечни по религиозным вопросам Адам Шахидов заверил, что под этим «возмездием» имелся в виду иск к изданию за клевету.