Медиановости

30 сентября 2018 19:06

Тюлени интереснее Путина

Созданная группой студентов газета «Бумага» спустя пять лет – одно из ведущих СМИ Петербурга. Создателя «Бумаги» Кирилла Артеменко, который недавно сменил в издании должность главреда на гендиректора, пригласили в Дом журналиста рассказать о проекте. «Лениздат» записал главные мысли этого выступления.

О Петербурге

«Мы думаем, что журналистика – она вся про людей, даже если она про биржевые сводки. Поэтому в центре нашего внимания находится человек и в частности человек в Петербурге. Широко говоря, мы издание про то, почему Петербург лучший город на земле. Я в это правда верю. И для меня в свое время важным решением стало не переезжать в Москву, хотя звали. Петербург – это очень комфортный, красивый и приятный город для жизни. Люди здесь отличаются от людей в других городах в ту сторону, в какую мне нравится. Это место, у которого есть история, корни и культура».

О контенте

«Есть всемирно известное издание BuzzFeed. Оно прославилось благодаря материалам с котиками и песиками. Когда они приобрели многомиллионную аудиторию – больше 100 миллионов в месяц, они открыли BuzzFeedNews и стали заниматься военными репортажами, расследованиями и всем, что называется hardjournalism. Но без котиков они бы не смогли это сделать. Баланс меду легким и тяжелом контентом в интернете безусловно важен.

Мы, например, очень любим котиков. И вообще много пишем про животных – кабаны, бегающие ко КАДу, очередной тюлень, которого спасли, и он уплыл в море, проклиная людей, или другой тюлень, который, наоборот, так полюбил людей, что не хотел от них уплывать. Как это ни смешно, но эти новости читаются с большим интересом по всем метрикам (и время просмотра, и дочитываемость и шер в соцсетях), чем новости про Владимира Владимировича Путина».

О связи с читателем

«Очень важно, когда вы делаете интернет-издание, не складывать все яйца в одну корзину. Если вы будете сильно зависеть от одного источника, ваш проект станет уязвим. Например, если вы делаете большое классное издание «Вконтакте», может случиться так, что там изменится какой-то алгоритм или они закроют какой-то раздел, и ваш бизнес на этом кончится. Поэтому все интернет-издания, которые стремятся к устойчивости, стараются сделать так, чтобы их источники трафика были разнообразными. У нас последние 1,5 года сбалансированная структура, люди заходят на сайт и напрямую, и из соцсетей, и из агрегаторов (последнее время особенно подрос «Яндекс.Дзен»), и из поисковиков. Работа с дистрибуцией, с распространением – это сейчас самая важная часть работы. Потому что в интернете медиа функционируют не с того момента, как новость опубликована, а с того, как она доставлена читателю».

О редакции

«Так как сейчас «Бумага» - это не только интернет-издание, СМИ, но мы также организуем мероприятия, занимаемся маркетинговыми исследованиями, то в редакции работает 20 человек, в том числе отдел мероприятий, состоящий из трех человек, и технический отдел, в котором два человека. Также есть люди, которые занимаются нативной рекламой, они ее продают, создают концепт и обсуждают с редакцией.

Нас читают 40 тысяч человек в день и почти миллион в месяц. 60 процентов читателей – петербуржцы, остальные из других мест. Я не понимаю, почему они нас читают, хотя мы и делаем некоторые истории для всех: они могут быть интересны не только для Петербурга, но и для всей России».

О рекламе

«Мы очень мало получаем от рекламных баннеров на сайте. Мы зарабатываем на нативной рекламе, а сейчас еще немного на платной подписке на наши тематические рассылки. Эти способы получения прибыли связаны с высокой лояльностью читателей. Мы можем существовать как бизнес, только если люди, которые нас читают, испытывают к нам уважение, как к бренду».

О городских властях

«Никак с властями не взаимодействуем. Мы существуем параллельно. У нас нет конфликтов, а если нужно мы запрашиваем у них комментарии. Нас считают оппозиционным изданием, но потому что оппозиционный жест сейчас – это освещение митинга сторонников Алексея Навального. Но как про это не писать, если полгорода перекрыто, никому не проехать на площадь Ленина. Конечно, это важная новость.

Мы не ходим на пресс-конференции, потому что на это нет журналистов. Мы не занимались отражением лакированной реальности. В нашем мире есть место и городским фестивалям, и историям, когда людей пытают в полиции. И мы должны писать обо всем. 

А про официальные комментарии, то у меня есть история, которая мне очень запомнилась. У нас есть Вячеслав Степченко – всем известный пресс-секретарь ГУ МВД. В июне 2015-го мы отправили ему запрос. В ноябре мне пришел в конверте по адресу регистрации компании, издающей «Бумагу» ответ, смысл которого сводился к тому, что комментария нет. Я это оценил. Мне кажется это остроумно. Но материал мы выпустили уже полгода как. И пользы от этого комментария для наших читателей не было. Хотя мы опубликовали его в соцсетях, потому что это красивая история.

О медиарынке

«В Петербурге совершенно неадекватный, неразвитый медиарынок по сравнению, например, с Уралом. Если сравнивать ситуацию с точки зрения того, насколько в Екатеринбурге популярны и влиятельны местные издания – Znak.com, Ura.ruи много других, меньший по аудитории изданий, Петербург сильно проигрывает. «Фонтанка» при всем уважении к коллегам читается меньше, чем Znak.com или Ura.ru. В других регионах наоборот зачастую все печально во всех отношениях. И в этом отношении Петербург остается местом, где еще можно пытаться делать что-то  свое».

О том, что не пишут

«Для нас формат – это способ рассказать историю, например, представить ее как подборку фактов или ответы на вопросы. Цензуры у нас нет, мы сами определяем о чем пишем, о чем нет. Принципиально не пишем о бытовом криминале. И есть еще одно строгое внутреннее правило: в случае катастроф, мы не лезем в соцсети погибших. Это нормально для федеральных СМИ, а мы работаем с городским сообществом. И когда взорвали самолет над Синаем, у меня в этом самолете была знакомая и еще несколько знакомых знакомых. Когда в метро взорвали поезд, там ехал мой приятель, фотограф, который для нас внештатно снимал, и там же погибло еще несколько знакомых знакомых. Петербург большой город и все же маленький».

О будущем

«Мы планируем развивать экономическую часть, но в своем ключе. И нам может быть нужен человек, который знает петербургские рынки».