Медиановости
/ Конфликты, Медиасреда, Пресса

4 октября 2018 21:42

Борьба за свободу слова… рабочего

Похоже, без Путина снова в Пикалево не разобраться. В 2009-м президент приезжал в городок из-за умирающего глиноземного завода, главного пикалевского предприятия. Сейчас речь о «предприятии» чуть меньшем: скандал в газете «Рабочее слово». Творческий коллектив в лице последнего журналиста и корректора не согласны с намерением собственника издания – местной администрации  назначить молодого директора. Вот такой «пикалевский Forbes».

Протест «предпенсионеров»

В единственной пикалевской газете «Рабочее слово» разброд, шатания и долги. «В связи с тяжелой ситуацией, которая может привести к закрытию АНО «Редакция газеты «Рабочее слово» и увольнению всего творческого коллектива… просим вас принять участие в собрании трудового коллектива», - написали сотрудники издания в Союз журналистов Петербурга и Ленобласти.

«Творческий коллектив» и «сотрудники» - это два человека – последний журналист Валентина Сорокина и корректор Ольга Селезнева. Еще есть штатный бухгалтер Светлана Буга и директор, он же верстальщик Кирилл Никитин, но тот уже подал заявление об увольнении.

«Тяжелая ситуация» – это желание учредителя СМИ - местной администрации назначить газете нового директора – молодого, амбициозного Игната Норкина. «Творческий коллектив» против, бухгалтер на стороне начальства.

Шансы, что найдется олигарх, готовый выкупить СМИ у нынешнего владельца и удовлетворить чаяния журналистов(-а), как это произошло летом в Forbes, равны нулю. Потому что «Рабочее слово» совсем не Forbes, а обычная, каких десятки в Ленобласти, городская газета. 12 полос, 2200 экземпляров в неделю, из которых реально продается половина, жизнь на гранты, субсидии и рекламные объявления местных магазинчиков.

Но Валентина и Ольга все равно протестуют, потому что:

- Это наша жизнь, мы за газету переживаем и нам некуда больше идти, - почти хором объясняют женщины, которых теперь положено называть «предпенсионеры» и запрещено увольнять.

Впрочем, они сами грозятся уволиться, ибо все что угодно, но только не Игнат. Валентина даже готова сама стать директором и главредом в одном лице, но кто ж ей позволит.

«Глава администрации сообщил оставшимся трем членам коллектива (одна из них бухгалтер), что на должность директора  (как Д.Н. Садовников (глава администрации – прим. «Лениздат») сказал на собрании, главный редактор газете не нужен) он назначит индивидуального предпринимателя  Игната Норкина. Человека некомпетентного, не имеющего ни опыта работы в СМИ, ни соответствующего образования. И что самое неприятное, известного в городе Пикалево как не очень успешного предпринимателя, но с большими амбициями и связями в городских органах власти (он работает в молодежном совете города, баллотировался в городской Совет депутатов)», - сообщали Валентина и Ольга в письме в Союз журналистов СПб и ЛО.

- А посмотрите, что он нам присылает – какие тексты в газету. Их пишут волонтеры, видимо, бесплатно. И это уровень школьных сочинений, - негодует Сорокина.

Да, формально Норкин еще не директор, но в «редакционную политику» уже вмешивается.

Предвыборные обещания

- Валентина везде пишет на меня жалобы, - парирует Игнат, - Она хочет быть директором, но не понимает, что не справится с этой работой. У нее нет необходимого образования, чтобы занимать эту должность, а у меня есть. И опыт работы в СМИ тоже, я работал менеджером по развитию на ТВ и занимался выпуском газеты. Правда, потом ушел в армию, затем учился и газету пришлось закрыть.

У Норкина есть план вывода «Рабочего слова» из кризиса. Он уже договаривается с типографией о скидках на печать, ищет рекламодателей, планирует перевести верстку на удаленку, а еще уверен, что тексты в газету могут писать и те самые волонтеры – молодые пикалевские  таланты.

- А редактором тоже вы будете? – уточняю у Игната.

- Нет, я буду директором только.

- Но СМИ по закону не может без главреда.

- Да? Найдем, сначала надо решить финансовые трудности, а то куда же я редакторы буду приглашать.

Финансовые трудности – это долги за коммуналку, по налогам, и по зарплате. Ее не выдают уже почти два месяца. Для справки: единственному на данный момент пикалевскому журналисту платят 13 тысяч рублей в месяц.

У Валентины тоже есть своя программа спасения родной газеты. Она делает ставку не на рекламу и уменьшение расходов, а на гранты комитета по печати ЛО, которые есть шанс выиграть.

- Но чтобы их оправдать, нужно будет взять в штат еще одного-двух журналистов. Глава администрации, кстати, обещал молодому специалисту служебное жилье в городе. А разбивать должности директора и главреда смысла я не вижу. В такой маленькой газете, как наша, это не рентабельно.

Два устава, кредиты и тишина

Со стороны за всем происходящим наблюдает бывший главред и директор газеты Светлана Тихонова. Она совмещала две должности почти 10 лет. И в свои 60 тянула «Рабочее слово» до последнего. «Последним», как объясняют теперь в редакции, стали долги по кредитам.

- Из-за этого она не может работать директором. Летом она отказалась от этой должности. Тогда директором сделали Кирилла, но он не справился и уходит. А сама Тихонова тоже две недели назад написала заявление об уходе, - объясняет Валентина, - И тут мы узнали, что у нас оказывается два устава. Мы были уверены, что учредители газеты – редакция, комитет по печати и местная администрация, а оказалось, что только администрация.

Узнать мнение учредителя газеты – местной администрации, к сожалению, не получилось. На то самое собрание «рабочего коллектива», куда журналист звала и представителей Союза, были приглашены и Дмитрий Садовников, и его замы. Но глава администрации оказался в отпуске, а его заместители почитали приглашение не официальным и не пришли (из соседнего крыла того же здания). Прокомментировать ситуацию по столь стратегически важному вопросу в отсутствии начальника тоже никто из его подчиненных не решился.

На понедельник 8 октября назначены выборы директора газеты. Валентина спешно собирает характеристики со всех прежних мест работы – без них претендовать на заветную должность руководителя многотиражки в городе, где и так все друг друга знают, нельзя.

Тем временем

Они Путина не видели

Пикалевское «Рабочее слово» - классическая газета областного городка. Выходит оно с 1960-го. Когда-то было заводской газетой, потом досталось городу. Главное событие в истории Пикалево – визит президента страны в 2009-м году - прошел без участия «рабочих» корреспондентов.

- Нас тогда и близко к Путину не пустили, - рассказывает Ольга …, корректор газеты, - Мы в редакции сидели. Утром к нам залетели с собаками, все проверили и ушли.

Про то, как местные жители перекрывали накануне федеральную трассу из-за долгов по зарплате и опасений, что завод вот-вот окончательно закроют и работы вообще не будет, в «Рабочем слове» тоже особо не рассказывали.

- К нам в то время на месяц приехали сотрудники областного комитета по печати, четыре номера газеты за нас по сути сделали, все контролировали, только потом уехали, - говорит Ольга.

Хотя случались в газете и острые материалы: писали, как завод осенью выселяет на улицу бывших рабочих и их семьи из квартир, как в соседней деревне в сарае живет инвалид-афганец, журналисты помогли пенсионерке, приехавшей с Донбасса, получить прописку в Пикалево.

- Недавно вот написала про войну транспортных компаний: народ не понимает, где какие автобусы ходят, бокситогорская компания не заезжает на автовокзал, это тоже не всем удобно. А потом, я узнала, что глава администрации Садовников был не доволен этим текстом. И что? Я не ношу ему на подпись материалы, - рассказывает Валентина Сорокина, - Но, видимо, после этой статьи они мне и не позволят стать главредом и директором.