Медиановости /
Власть

19 декабря 2018 12:47

«Медиаторы» госзаказа

«Медиаторы» госзаказа

Комитету экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти нужно было рассказать о привлекательности региона. За пару публикаций в СМИ были готовы заплатить 800 тысяч рублей. В ходе «ожесточенной борьбы» конкурс выиграло ООО «Медиатор», предложившее цену на тысячу рублей меньше начальной. УФАС нарушений не видит. А гендиректор проигравшей компании не должна сильно расстраиваться, она ведь еще и финдиректор в фирме-победителе.

Условия для избранных?

Информация о проведении конкурса на публикацию материалов об инвестиционной привлекательности Ленинградской области появилась на сайте zakupki.gov.ru 1 ноября. Заказчик - Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности 47-го региона искал исполнителя для размещения в СМИ двух публикаций. Одну по условиям конкурса нужно было разместить на двух полосах журнала экономической тематики и продублировать на сайте. Вторую, объемом в полполосы, – в федеральной газете и также с копией на сайте.

Но дьявол, как водится, крылся в деталях. И эти детали привлекли внимание участников рынка, которые заподозрили Комитет в нарушении законодательства о контрактной системе.

В частности, в «характеристиках печатного издания» про газету говорилось, что она должна иметь формат 290 на 400 миллиметров, объем - не менее 16 полос, тираж - не менее 70 тысяч экземпляров, выходить не реже пяти раз в неделю.

Про журнал уточнялось, что его разовый тираж должен быть не менее 5 тысяч экземпляров, объем – от 24 полос, формат 270 на 330 миллиметров, территория распространения Санкт-Петербург.  Самым интересным условием была периодичность выхода – ни в коем случае не более (!!!) пяти раз в год.  

Много ли вы найдете в Петербурге изданий, которые отвечают всем условиям заказчика? Столь жесткое позиционирование по формату как минимум удивляет. А уж по периодичности тем более, учитывая, что опубликовать материал требовалось всего в одном номере в период – до 25 декабря этого года.  

ФАС проблем не видит

Участникам рынка такие условия тоже показались странными и 8 ноября рекламное агентство «Фокс-Про» подало жалобу в областное управление ФАС. 15-го числа состоялось разбирательство. Представители УФАС в итоговом заключении потом отметили: «заявителем в жалобе либо на заседании Комиссии не приведены доказательства того, что установление Заказчиком подобных требований нарушает положения Закона о контрактной системе». Иных нарушений «антимонопольщики» также не выявили, жалобу признали необоснованной.


«Пресс-служба Ленинградского УФАС России:

"Факт ограничения числа участников данного конкурса неустановлен. На заседании комиссии УФАС 15 ноября представитель заявителя признал, что не имеет доказательств того, что документация «заточена» под определенное издание (имеется протокольная аудиозапись заседания). В то же время, представитель заказчика представил документы, из которых следовало,  что в документацию внесены изменения и ВСЕ положения, которые обжаловал заявитель, устранены. Кроме того, срок подачи заявок был продлен, следовательно, заявителю ничего не мешало подать заявку".

Заключение Комиссии Ленинградского УФАС по жалобе

Заключение Комиссии Ленинградского УФАС по жалобе "Фокс-Про"


Мы уточнили в УФАС, проводили ли они собственное разбирательство. Не проводили. В ведомстве уверяют, что все доказательства должен был собрать заявитель – то есть недовольные конкурсом представители «Фокс-Про», а не специалисты Управления.

«Закон о контрактной системе направлен на оперативное восстановление нарушенных прав участников государственных и муниципальных закупок. Согласно нему, жалоба должна быть рассмотрена (и вынесено решение) в течение 5 дней с даты ее поступления. Иными словами, у комиссии УФАС нет правовых оснований откладывать рассмотрение жалобы на более поздний срок. К тому же, бремя доказывания лежит на заявителе. Представитель подателя жалобы, повторюсь, признал, что не имеет доказательств того, что заказчик заточил документацию под какое-то определенное СМИ», - прокомментировали «Лениздату» в пресс-службе ведомства.

По совпадению так же 15 ноября, в день рассмотрения жалобы «Фокс-Про» в УФАС на сайте zakupki.gov.ru были внесены изменения в характеристики СМИ (их-то и показали на заседании Комиссии представители Комитета). Как раз в этот день из описания журнала исчез наиболее сомнительный пункт про периодичность - «не более 5 раз в год».

Но как бы то ни было, в конкурсе приняли участие всего двое претендентов на контракт.

 «Достойные конкуренты»

Как следует из конкурсной документации, в борьбе за лот схлестнулись ООО «Медиатор» и ООО «Фортуна».

«Фортуна» предлагала заключить контракт с Комитетом по номиналу – за 800 тысяч рублей. «Медиатор» смело сбавил цену на тысячу и 30 ноября выиграл 799 тысяч бюджетных рублей.

Ленинградское УФАС участниками конкурса не интересовался. Когда подавалась жалоба, торги еще шли и теоретически поучаствовать в них могли и другие желающие. По итогам же конкурса к «антимонопольщикам» ещё никто не обращался, а сами они, возможно, не заметили некоторой «схожести» «Фортуны» и «Медиатора».

ООО «Медиатор» - московская компания. Ее генеральный директор Сергей Маслов. Как указано на сайте, финансовый директор – Анна Булганина. В СПАРКе можно узнать, что официально ее должность называется – главный бухгалтер, а кроме того, та же Анна Булганина является генеральным директором (и единственным сотрудником) ООО «Фортуна» - той самой, которая конкурировала с «Медиатором» в конкурсе на исполнение госзаказа.

В команде ООО

В команде ООО "Медиатор" Анна Булганина финдиректор, а в "Фортуне" она же генеральный директор. Сайт - mediator-rus.com

Нет ли в этой схеме признаков аффилированности участников конкурса? В любом случае ФАС и заказчик услуг в лице областного Комитета их не видят.  

Но вернемся к Маслову. Кроме руководства рекламным агентством он также является руководителем группы региональных, отраслевых и международных проектов медиахолдинга «Эксперт» (выпускает журналы «Эксперт» и «Русский репортёр»), о чём сообщается у них на сайте. Примечательно, что адреса регистрации «Эксперта» и ООО «Медиатор» совпадают: Москва, улица Правды, д.24, строение 4. Там же зарегистрировано АО «Издательство «Российская газета».


Сергей Соболев, коммерческий директор ООО «Фокс-ПРО»:

«Мы работаем в сфере рекламы и СМИ, для нас это одно из приоритетных направлений. Поэтому мы регулярно мониторим госзаказ. Желание пожаловаться антимонопольщикам на искусственное ограничение конкуренции возникает не редко, но времени и сил хватает только на вопиющие случаи.

Могу с полной уверенностью сказать, что эта закупка Комитета экономического развития – самый вопиющий случай, который нам встречался за последние годы. И больше всего нас поразила, конечно, реакция Ленинградского УФАС, отказавшегося признать нарушения в ТЗ. Увы, по моему мнению, экспертных знаний областных антимонопольщиков не хватило, чтобы дать должную правовую оценку такому требованию к СМИ, как выход журнала не более 5-ти раз в год. Как вы знаете, впоследствии это требование загадочным образом исчезло из конкурсной документации, но остались другие, на наш взгляд, ограничивающие свободную конкуренцию пункты.

Поэтому – нет, мы не удовлетворены итогами работы Ленинградского УФАС по нашей жалобе. Возможно, мы будем жаловаться главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву. А возможно, сразу обратимся в правоохранительные органы, поскольку, по нашему мнению, налицо схема организации и проведения фиктивных конкурсных процедур. Причем не в первый раз, а значит – сознательно!  А делается это, на мой взгляд, для того, чтобы заключить контракт практически по максимальной стоимости для последующего освоения бюджетных средств определенным подрядчиком, в данном случае – компанией «Медиатор»".


В областном Комитете довольны работой

В областном Комитете довольны работой "Медиатора" в 2017 году

Отработанная схема

Да, «Медиатор» не первый раз выигрывает конкурсы, которые проводит Комитет по экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти. Летом 2017 года был заключен контракт на 2 миллиона 699 тысяч рублей, в ноябре 2016-го на 2 миллиона 673 тысячи.

Кроме Ленобласти, судя по данным СПАРК, «Медиатор» активно работает с властями Ямало-Ненецкого автономного округа. Там публикации нужны были о социально-экономической ситуации в регионе и «Медиатор» их обеспечил.

Участники торгов в ЯНАО все те же – «Медиатор» - вечный победитель и «Фортуна» - вечный единственный оппонент и проигравший.

В начале 2016 года, впрочем, был другой конкурент – РИА «Форсайт» (ликвидирован в марте 2016-го). Им руководила в должности генерального директора Анастасия Вагурина – нынешний исполнительный директор в ООО «Медиатор». Кроме того, в регистрационных данных РИА «Форсайт» указывался адрес корпоративной почты медиахолдинга «Эксперт».

Что особенно важно и РИА «Форсайт», и «Фортуна» не конкурировали ни с кем, кроме ООО «Медиатор» в рамках своих попыток получить госконтракты в различных регионах России.


Маленькая деталь: ТЗ в первом варианте конкурсной документации, опубликованной на сайте госзакупок, было подписано заместителем председателя Комитета Дмитрием Мерешкиным (отсутствует на сайте Комитета, возможно, уже не работает там), а второй вариант, появившиеся 15 ноября, первым заместителем председателя Комитета Антоном Финогеновым. Однако обе версии ТЗ объединяет автор (создатель) документа в MS Office Word некая «bedina» и название файла «+ЭКСПЕРТ-ВОЛГА».

1280x1024_бедина.jpg


В Комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти на момент публикации этого материала не смогли прокомментировать прошедший конкурс и странную связь его участников.

Гендиректор ООО «Медиатор» Сергей Маслов также отказался разговаривать по телефону, обещал сформулировать свою позицию в письменной форме. Если официальные ответы придут, «Лениздат» вернётся к этой теме.

Елена Ожегова