Медиановости /
Медиасреда, Петербург

25 февраля 2019 17:17

Вышел в свет 2000-й номер «Петербургского дневника»

Вышел в свет 2000-й номер «Петербургского дневника»

Сегодня, 25 февраля, официальное издание правительства Петербурга – газета «Петербургский дневник» выпустила юбилейный 2000-й номер. С этим событием издание поздравили и врио губернатора Александр Беглов, и статс-секретарь-заместитель министра культуры России Алла Манилова, при которой в 2003 году (Манилова тогда была назначена председателем комитета по печати) и начиналось издание «ПД».

В поздравлениях говорится про «компетентность», «объективность», «источник надежных новостей» и «темы, волнующие всех жителей». А сама редакция по случаю юбилея устраивает фотовыставку.

2000 – действительно солидная цифра. Однако отчасти она достигнута за счет выпуска сдвоенных номеров, которые особенно часто стали появляться в 2018 году. И никому бы не было дела до такой формы выпуска газеты, если бы все это активно не субсидировалось из городского бюджета, то есть за счет налогоплательщиков.

Два по цене одного: инструкция по освоению бюджетных средств

Сдвоенные номера – явление вполне естественное. Праздники, выходные, массовые больничные в редакции – и СМИ может позволить себе выпустить один номер за два. Но в случае с «Петербургским дневником» - это еще и лазейка для «оптимизации» расходов на печатную версию издания при формальном соблюдении (или создании видимости такового) требований к целевому расходованию средств субсидии.

В 2016 году обычные номера «ПД» выходили объемом от 12-ти полос, а сдвоенные от 16-ти. Экономия не двойная, но все же ощутимая.

С 2017 года, благодаря инновационным положениям распоряжения Комитета по печати по субсидии на выпуск газеты, формальные различия уже начали противоречить основам формальной логики. Обычный номер стал 16 полос, а сдвоенный… также 16. При этом читатель никаких отличий, кроме обозначения количества номеров (одинарный или двойной) на обложке «ПД» не видел.

По правилам предоставления субсидии, сдвоенных номеров в 2017 году редакция не могла выпустить более 35. И тогда это требование было соблюдено издателем – ОАО «Петроцентр». В свет вышло 35 парных выпусков – то есть всего 70 номеров.

В 2018 году комитет пошел дальше, и в условиях предоставления субсидий была прописана возможность объединить до 99 номеров. Однако за год только 49 номеров были «обычными» 16-ти полосными, а оставшиеся 198 – «совсем другие» 16-полосные – то есть сдвоенные. Так очень странно в «Петроцентре» было интерпретировано требование о «не более 99-ти» объединенных выпусках. Фактически «сдвоенных» номеров вышло в 2 раза больше, чем допускалось по условиям предоставления субсидии.

Разница становится ощутимой, когда обращаешь внимание на цифры техзаданий из договоров «Петроцентра» с типографией.

В 2017 году договор предполагал 211 выходов по 16 полос – одинарных и сдвоенных и еще 12 раз «ПД» выходил объемом по 20 полос, так как 4 полосы представляли собой вложенный номер «Петербургской фотохроники». В 2018 году вышло уже только 148 выпусков по 16 полос – это с учетом «одинарных» и «сдвоенных» номеров. При этом общее количество номеров в 2017 и 2018 годах соответствовало требуемым 247 в год.

Однако, если в 2017 году стоимость печати всего тиража составила почти 92 миллиона рублей, то в 2018 году уже 65 миллиона рублей. Почти на 4 миллиона сократились и расходы на распространение газеты в метро. Хотя оптимизация не обошлась и без странностей. Практически не сократились (всего порядка 4 тысяч рублей при общей стоимости в 380 тысяч) в 2018-м затраты на услугу распространения «ПД» в «Сапсанах», хотя разница в ТЗ ощутима: 148 дней (раз) по 200 экземпляров в 2018 году против 211 дня по те же 200 экземпляров в 2017-м. То есть в поезда разносить газету стали почти в полтора раза реже, но за те же деньги.

Аналогичное произошло и с услугой адресного распространения «ПД» вместе с подписными изданиями деловой прессы: 148 дней по 2000 экземпляров (адресов) в 2018 стоили 2,93 миллиона рублей, хотя в 2017-м 211 дней по 2000 экземпляров (адресов) стоили 2,74 миллиона.

На что были потрачены сэкономленные средства? «Петроцентр» не считает нужным обнародовать свою финансовую отчетность, поэтому доподлинно ответить на вопрос распределения «оптимизированных» денег из горсубсидий не представляется возможным. Остается лишь строить догадки. Может быть, деньги пустили на развитие сайта? Но это не точно. Да и это уже совсем другая история. Сейчас же речь о юбилейном номере – не сдвоенном надо заметить в отличие от многих, вышедших в 2018-м.

Фото: http://all-gazettes.narod.ru

Фото: http://all-gazettes.narod.ru

Если сравнить выпуск официальной газеты петербургского правительства со стройкой Крымского моста, то при таких же масштабах оптимизации из условных 247 километров моста он бы схлопнулся с двух до одной полосы в каждую сторону на протяжении 198 километров, вместо допустимых по проекту 99 километров. При этом строители бы отчитались о 100-процентной реализации стройки века, поскольку главный «целевой» критерий соблюден – переправа нужной длины перекинута с одного берега на другой.

Что было бы строителям Керченского моста – вопрос риторический. А издателей и редакцию «ПД» с успешной работой поздравляют Алла Манилова и Александр Беглов. Но не они же подписывают распоряжения по порядку освоения субсидии и целевым показателям. И не они осуществляют приемку качества работ. Этим занимается глава по комитета по печати Сергей Серезлеев. И можно сказать ему спасибо, что за госчет номера только сдваиваются, а не «страиваются» и не «учетверняются» на тех же 16 полосах.