Мнения
/ Интервью

8 апреля 2019 13:15

Платить за материалы стажеров – это благотворительность

В каждом университете и даже в каждом колледже выпускают свои газеты. Однако большинство из них годятся лишь для упоминания в отчетах деканатов о «проделанной работе». Фактически они мало кому интересны. Даже городские факультеты журналистики в основном не могут похвастаться успешной студенческой прессой. Многие студенты забрасывают журналистику, так и не попробовав выйти из университетских газет. Почему так происходит и как студентам сохранить мотивацию к работе, если в настоящих СМИ им не спешат платить гонорары, рассказала основатель и руководитель Городского студенческого пресс-центра Катерина Туголукова.

Вам корочку или качественный текст?

- Бытует мнение, что журналистика – умирающая профессия, но интерес к факультетам журналистики у молодых людей не угасает. Как вы думаете, почему?

- Журналистика все-таки не умирающая профессия, потому что количество информации в мире только увеличивается, и именно журналисты умеют грамотно и качественно доносить ее до окружающих. Другой вопрос, что, может быть, суть классических журналистов изменится. Сегодняшние специалисты перейдут в разряд блогеров, публицистов, пиарщиков. Например, уже сейчас появляются SMM-специалисты, которые сами пишут, выкладывают посты в социальных сетях, на сайтах занимаются организацией публикаций, даже наружной рекламой.

- Так ли важно образование журналиста, ведь в редакциях зачастую половина сотрудников без журналистского образования? Куда деваются выпускники журфаков?

- Действительно, очень многие ведущие издания предпочитают брать на работу не выпускников журфаков, а узконаправленных специалистов, которые разбираются в своей отрасли. В студенческих СМИ учатся и работают студенты разных специальностей, которые к третьему-четвертому курсу уже умеют качественно писать. Они действительно являются людьми с портфолио, со связями, с наработками. Если взять человека, учащегося на журфаке, но условно «сидящего на попе ровно», и молодого специалиста, к примеру, какого-нибудь физфака, который уже наработал большое число публикаций, то, конечно, он может дать фору при приеме на работу. Здесь уже вопрос к редакции, кого она хочет взять: человека с красивой корочкой или же человека, который принесет хороший материал в хорошем качестве.

Городской студенческий пресс-центр.

Городской студенческий пресс-центр.

Нельзя только учиться журналистике

- Почему так много студенческой прессы, но так мало успешной студенческой прессы?

- Курируют такие издания чаще всего студенты. У них есть огонь в глазах, когда они на первом курсе, на втором, а потом начинается взрослая жизнь. Времени не хватает на то, чтобы работать в этих изданиях. Еще интерес пропадает, потому что все-таки нет мотивации ни финансовой, ни карьерной. И если лидер такого издания студент, то оно чаще всего либо погибает, либо прекращает свою работу до следующего активного студента, который появляется в университете. Также далеко не в каждом вузе есть административная поддержка. Финансовая тоже важна - напечатать качественное издание стоит очень дорого.

Если рассматривать студенческие статьи, которые присылаются к нам, например, на сайт студпрессы, из года в год тексты всё слабее. Авторы пользуются тем, что вся информация якобы есть в интернете, никуда идти не надо, можно просто посмотреть, что пишут, сделать условную компиляцию и представить это как авторский материал.

- Какие слабые и сильные стороны студенческой прессы вы можете выделить? 

- Тяжело находить финансирование по печатному проекту. Также зачастую отсутствует мотивация. Отсутствие поддержки от руководства, заинтересованности. Любому человеку они нужны. Если их нет, то мы часто видим, что хорошие проекты не живут только из-за отсутствия административной помощи, даже ласкового слова, что ты молодец, продолжай. Это очень нужно.

- В действующих СМИ практикантам редко платят за их тексты. Как к этому относиться?

- То же самое у дизайнеров или художников: пока не наработаешь себе портфолио, тебе не начнут платить. Это естественный процесс, и когда у тебя появляются портфолио, связи, наработки, собственный стиль, ты начинаешь цениться как специалист. Ко мне часто приходят студенты в тот же пресс-центр и говорят: мы хотим за статью получить деньги. Они сдают текст, который совершенно не подходит для публикации, потому что он настолько сырой, что в принципе непонятно, что с ним делать. Конечно, мы объясняем, что текст нужно еще 10 раз переписать, прежде чем он попадет в публикацию. Более того, кто-то же будет заниматься этим текстом, сколько нам нужно потратить сил, чтобы объяснить вам ваши ошибки и что с ними сделать, чтобы текст стал удобоваримым. Это тоже работа. А то, что сделано некачественно, непрофессионально, то кто это может купить? Это превратилось бы в благотворительность – платить за такую работу.


Справка

Городской студенческий пресс-центр – это объединение вузовских и молодежных СМИ, городская школа издательского дела и журналистики. Он был создан в 2008 году. Здесь проводят образовательные мероприятия для журналистов и участников молодежный редколлегий. Студентов с разных факультетов бесплатно учат журналистике и издательскому делу, а также дают практику. Преподаватели – ведущие журналисты городских СМИ.


Первый номер нового студенческого журнала

Первый номер нового студенческого журнала "Лайка"

Хочешь взять интервью у Шнура – бери интервью у Шнура

- Недавно вышла новая студенческая газета «Лайка», в создании которой вы принимаете участие. Что ее отличает от остальных?

- Максимальная дерзость, амбициозность и смелость проекта. Мы хотим позволить себе то, чего не могут позволить себе студенты в своих вузовских СМИ, поскольку у них есть ограничение в виде условной вузовской цензуры. Также это площадка для иллюстраторов, которых много в городе. Плюс, конечно же, не скрою, что бумага для всех в общем понимании какой-то динозавр отмирающий, а мы, наоборот, показываем, что бумагу будут читать.

- Как неопытному журналисту стать успешным, как добиться каких-то высот и не потерять мотивацию?

- Наверное, оказаться в нужном месте в нужное время. Плюс к этому нужно очень много трудиться и реализовывать собственные амбиции. Если ты хочешь взять интервью у Сергея Шнурова, значит, нужно добиваться того, чтобы взять интервью у Сергея Шнурова. Здесь успех и счастье для каждого свои. Главное – понять, чего ты действительно хочешь, и идти к своей цели. Не надо ломать себя и делать то, что считается принятым в обществе. Надо искать свою нишу. В журналистике этих ниш тысячи, надо найти свою и стать счастливым и успешным.

Александра Буданова