Медиановости
/ Петербург

11 апреля 2019 23:16

Детектив из области финансов

Как стало известно «Лениздат.ру», в пятницу 12 апреля в городском Комитете по печати, судя по всему, будут решать, как не нарушить традицию и все же провести в городе Книжный Салон. Он должен стать уже четрнадцатым. Вот только за предыдущие тринадцать организаторы этого мероприятия при поддержке бывшего руководства Комитета успели так все запутать, что едва ли не загнали себя в угол.

«Людишки с мелкими интересами»

Книжные салоны в Культурной столице начали проводить с 2014 года. За пять лет состоялось уже тринадцать подобных выставок в городе. Традиционным местом их проведения является Михайловский манеж и аллея рядом с ним. Посмотреть книги, послушать писателей обычно приходят тысячи посетителей. И в целом дело достойное, если не считать того, что и вокруг книг могут разразиться скандалы.

В марте в редакции петербургских СМИ, а также будущим участникам Салона были разосланы письма от анонимов (имеются в редакции). Авторы сообщали, что они бывшие участники салонов, которые больше не желают в них участвовать по ряду причин. Претензии касались и того, что контрольно-счетная палата выявила еще в прошлом году нарушение в деятельности Манежа – основной площадки Салона. Оказалось, что он не имеет права принимать книжные выставки. Другие вопросы касались судов и долгов оператора мероприятия – автономной некоммерческой организации «Петербургские медиа-проекты», а также учрежденных ею ООО, которые необходимы для расчетов с участниками выставок.

Что немаловажно, вся эта пагубная практика сложилась при предыдущем руководителе городского комитета по печати Сергее Серезлееве.

Когда письмо разошлось по адресатам и несколько СМИ откликнулись публикациями, на ресурсах Книжного Салона появилось открытое письмо его директора Андрея Шамрая. Опустим ту часть, где описываются достижения организаторов мероприятия (это можно прочитать, например, здесь). Интереснее реакция на анонимов: «Но всегда возле большого и важного дела вьются людишки с мелкими личными интересами. Так, очистив наши ряды от одного из представителей этой группы, мы получили в ответ информационные потуги, направленные на то, чтобы осложнить нашу работу и добиться от нас решений, направленных на удовлетворение интересов, своего и недобросовестных партеров».

Андрей Шамрай. Фото: knigaspb.ru

Андрей Шамрай. Фото: knigaspb.ru

По словам Андрея Шамрая, инициатор антисалонной кампании – некий бывший сотрудник АНО, который прежде представлялся «руководителем проекта Книжный Салон», а на самом деле был «рядовым сотрудником».

На этом перепалка не закончилась. На днях в редакцию «МК» в Питере» пришло еще одно письмо от тех же анонимов (также имеется у «Лениздата»). В нем авторы вспомнили еще про несколько претензий к АНО, приписывая ей займ на три миллиона рублей, выданный «Книжной лавке писателей» (у нее, кстати, те же учредители, что и у АНО), а также якобы приглашенных исключительно по дружбе участников зимнего салона, которых позвали для создания видимости популярности мероприятия у участников. 

Подобные обвинения, конечно, не красят высококультурное книжное мероприятие. Но давайте попробуем разобраться в происходящем.

Книги нынче дороги

Книжные салоны в Петербурге проходят с 2014 года. Изначально ими занимался подконтрольный городу ОАО «Петроцентр». И возглавлял его тогда Андрей Шамрай. В 2016-м была создана АНО «Петербургские медиа-проекты». И хотя официально организация в документах не назначается оператором салона, фактически только она им и руководит. Почему? Андрей Шамрай объясняет это так: собрались союзы писателей – городской и региональный филиал общероссийского, решили, что им нужно подобное мероприятие, учредили АНО и стали проводить Салон, а город инициативу поддержал.

Сам Андрей Шамрай в АНО в 2016 году числился директором. Однако в начале 2018-го и в начале 2019-го директора менялись. И сейчас руководитель АНО Татьяна Герасимова.

- А я председатель правления АНО, потому что кроме этого я работаю в другом государственном предприятии – в Доме Писателя, и по закону не могу быть еще и директором другой организации, - объясняет Андрей Шамрай. Хотя всюду он подписывается именно как директор Салона.

Еще один важный нюанс для понимания происходящего – это разделение зон ответственности на Салоне между городом и АНО. Из бюджета Петербурга на проведение салона выделяется около 15 миллионов рублей. На эти деньги в том числе подрядчик, выбранный на конкурсной основе, строит стенды городского правительства, библиотек, оборудует конференц-залы, детскую зону и уличную экспозицию, обеспечивает уборку территории, поддержание порядка во все дни выставки и медицинское сопровождение.

За сооружение стендов для коммерческих участников отвечает АНО. Она также находит подрядчиков, которые строят торговые места. Но с этими подрядчиками то и дело происходит «недопонимание», которое потом нужно разбирать в суде.

В базе Арбитражного суда Петербурга можно найти информацию как минимум о четырех судах, по которым АНО проходит ответчиком.

В 2017-м конкурс на городскую часть экспозиции за 9,6 миллионов рублей выиграло ООО «Экспонента». С ним же контракт заключила и АНО – еще на 4,9 миллиона рублей. А в декабре того же года компания подала иск в арбитраж, требуя заплатить сначала 2 миллиона, а позже уменьшив сумму до 800 тысяч. Суд иск удовлетворил.

В 2018-м история повторилась, только с другой компанией – ООО «Рестэк-медиа». Опять городской конкурс, потом договор с АНО и через 4 месяца иски в арбитраж на 1,7 миллиона рублей и на 278 тысяч. Суд снова требования удовлетворил.

Еще 4 миллиона с «Петербургских медиа-проектов» хочет получить через арбитраж ООО «Продакшн групп». Сумма иска ООО «Студия Арт» к организаторам Книжного салона не указана.

По имеющейся у «Лениздата» информации, суды по искам «Рестэк-медиа» и «Экспоненты» проходили без долгих разбирательств и споров. Возможно, и в двух других случаях обойдется без волокиты. Но она может начаться позже.

Суды прошли, долги остались?

В 2018-м АНО действительно, как и пишут анонимы, учредило два ООО с похожими названиями «Санкт-Петербургские медиа-проекты» и «Петербургские медиа-проекты».  Комментируя в феврале газете «Деловой Петербург» появление этих компаний, Андрей Шамрай сказал, что они нужны «для взаимодействия с контрагентами, работающими по разным схемам налогообложения». У авторов анонимным писем другое объяснение, зачем они нужны – все дело в тех самых судах и долгах.

Дело в том, что платить по искам должно АНО. Средства организация получает, продавая места издательствам и прочим экспонентам на Салонах. Но деньги-то собирает на счета тех самых ООО, которые специально созданы «для взаимодействия с контрагентами». И таким образом выигравшие в судах иски подрядчики могут еще долго ждать, когда у АНО появятся финансы, чтобы с ними рассчитаться.

Средства организация, вроде бы, должна получать, ведь она «продает» издательствам и прочим экспонентам места на салонах. Но что, если деньги за места поступают не в АНО, а на счета тех самых ООО, которые специально созданы «для взаимодействия с контрагентами»? В таком случае выигравшим в судах иски подрядчикам могут еще долго придется ждать, когда у АНО появятся финансы, чтобы с ними рассчитаться?

Возможно, поэтому Андрей Шамрай говорит о судах совершенно спокойно.

- Судебное разбирательство – это традиционное [дело], нас что-то не устраивает в подрядчиках, их что-то не устраивает в нас. Ничего особенного в этом нет.

И надо признать, что, как и пишут анонимы, странная схема сложилась в прошлом году, когда главным куратором Салона – комитетом по печати – руководил Сергей Серезлеев. По непонятной причине при нем закрывались глаза на такие формы работы с подрядчиками и экспонентами.

Формально, по уставу Михайловский манеж не может проводить на своей площадке книжные выставки. Фото: knigaspb.ru

Формально, по уставу Михайловский манеж не может проводить на своей площадке книжные выставки. Фото: knigaspb.ru

Манеж переписал устав не в пользу книг

 И, видимо, туда же – к предыдущей команде городских управленцев придется адресовать и другой вопрос, связанный с проведением Салона в Михайловском манеже. Выставка шла за выставкой, пока вдруг в прошлом году площадку не проверила Контрольно-счетная палата. Аудиторы сочли, что проведение выставок недопустимо по уставу ГБУ «Академия легкой атлетики Санкт-Петербурга» – официального юридического лица, которое занимает Манеж. Встал вопрос о внесении изменений в устав. И они были внесены, только не в пользу Книжного салона.

Мы спросили у директора Манежа Юрия Лелюшкина, возможно ли проведение Книжного салона в этом году на подведомственной ему площадке.

- Ситуация непонятная, мы все документы, которые от нас просили, сдали. Теперь наверху будут решать, - объяснил Юрий Лелюшки.

- Будут решать, как быть с вашим уставом?

- Устав мы поменяли, - сообщил новость директор. - Нам и раньше нельзя было проводить подобные мероприятия. Но мы считали, что если выставки заявлены в уставе, то все-таки можно. Нам объяснили, что нет. И нам окончательно запретили проводить подобные мероприятия. Наш собственник указал нам на закон о некоммерческих организациях, мы сменили устав, чтобы четко ему соответствовать. Мы можем проводить только те мероприятия, которые соответствуют нашим целям и задачам. В нашем случае – это спорт. А здесь [на Книжном салоне] немного не спорт. Возможно, комитеты смогут найти возможность как-то разрешить ситуацию, но вряд ли.

От других участников этих споров «Лениздат» узнал, что решаться вопрос, скорее всего, будет на совещании в комитете по печати в пятницу, 12 апреля.

Впрочем, уже сейчас Андрей Шамрай уверенно заявляет, что Салон состоится, и именно в Манеже.

- Весна наступит в городе? Не уверен, но Салон точно состоится. И точно в Манеже. Это мероприятие правительства Петербурга. Был 13 раз до этого, и 14-й будет. В Манеже не принимают решения, проводить Салон или нет. Они управляют зданием. А есть губернатор. И это не так сложно все решить. Это решение, которое принимается в один день. Там есть определенные формальности, которые нужно преодолеть. Но политическая воля на это есть, и значит, все состоится, - уверен Шамрай.

Мнение

Удар по городу

«Лениздат» связался с крупнейшими экспонентами Петербургского Книжного салона. В издательстве «АСТ» подтвердили, что будут участвовать. В издательстве «Речь» прокомментировали ситуацию чуть подробнее.

- Если Салон не состоится – это был бы большой удар по городу. Это значимое для города культурное событие, которых и так в городе мало. А если это отменят, то станет совсем неинтересно. Мы общаемся с московскими участниками – они тоже ждут это событие, - уверяет директор издательства Леонид Янковский, - И в комитете по печати мне подтвердили уже, что все состоится.