Мнения

18 апреля 2019 18:15

«Больше новостей Богу новостей»

Медиа-аналитик, издатель TheBell, создатель паблика о СМИ «Мы и Жо» Александр Амзин собрал свои знания о журналистике и выступил в Петербурге с лекцией «Во что мы превратили новости». «Лениздат» записал основные тезисы.

«Во что» превратились новости видно и без аналитики: сообщения живут пару минут, известия о горящем Нотр-Даме мы читаем вперемешку с отчетами из жизни тюленят и всем этим правит его величество «кликбейт». Причем еще 10 лет все было иначе. А теперь учебники по журналистике нулевых можно выбрасывать. Теоретик и практик Амзин попытался систематизировать происходящее.

* Новости сейчас меняют три стороны: аудитория, платформы и журналисты

* Аудитория

- За последние несколько лет люди, которые смотрели телевизор (50+), перетекли в интернет и теперь там читают новости.

- Но для повзрослевшей аудитории интернет остался тем же телевизором, только текстовым.

- Потребители новостей пассивны. Они листают новостные ленты, часто не понимая зачем, просто в расчёте, что им попадется что-то интересное. Амзин сравнил такие новости с сосисками, которые можно есть одну за другой, не делая между ними разницы. «Сосиски похожи друг на друга. Всегда есть ещё одна сосиска», – гласил лозунг на футболке лектора.

-  Пользователи интернета привыкли к опции «рекомендуемое» и читают то, что им подсовывают соцсети и другие платформы.

- Новости читаются в свободные даже не минуты, секунды – пока горит красный сигнал светофора, например. Внимание в этот момент понижено. И задержаться на значимой информации об изменении в банковской сфере сложнее, чем на легкой новости про шоу-бизнес.

* Платформы

 - Показывают новости, которые они считают более важными и интересными (более просматриваемыми). О том, что были другие сообщения мы можем и не узнать.

- Соцсетям важно, чтобы пользователям было у них хорошо, а не чтобы люди получали значимую информацию. СМИ приходится соответствовать этим установкам.

- В соцсетях теряется «повестка». Если газета публиковала наиболее значимый текст на первой полосе, то в ленте соцсетей самый важный текст все равно будет между остальными сообщениями

* Журналисты

- Уничтожили форматы. Аудитория не понимает жанров и читатель часто не хочет продвигаться дальше первого абзаца, ведь все равно главные факты изложены уже в нем. В итоге журналситы, чтобы зацепить человека, все чаще выдают ему новость в заголовке. В одной строчке может разворачиваться целое событие.

- Переходят на рекламную модель. Считается, что чем больше людей посмотрело новость, тем лучше. При этом СМИ перестают ориентироваться на целевую аудиторию. Характерен пример РБК, которые недавно начали делать «новости для агрегаторов». В этом разделе деловое СМИ публикует просто «кликабельные» тексты. Другим путем пошла «Газета.ру», которая в день смерти Юлии Началовой выпустила порядка 200 новостей на эту тему, собрала около шести миллионов уникальных пользователей. Правда, постоянными читателями издания большая часть из них не стала.

-  Молодые журналисты, если не начинают работать еще во время обучения, выпускаясь из вуза отстают от реальности минимум на пять лет. А в цифровой среде при этом полная переориентация происходит за 10 лет. Отсюда возникает вопрос – нужно ли продолжать готовить на журфаках линейных сотрудников для редакций, которые могут начинать с должностей корреспондентов, или стоит учить сразу на руководителей хотя бы отделов со стратегическим мышлением?

1280x1024_57079784_2259995654239746_8168447478190833664_n.jpg

* Результат происходящих изменений - множество экспериментов, на которые идут редакции в поисках лучших моделей. Но что даст толк, не предугадать.

* В ответ на обрушившийся поток информации потребители новостей разделяются на две категории – квалифицированных читателей, которые избирательно подходят к новостям, и тех, кто просто пробегает глазами все подряд.

* Редакциям лучше сконцентрироваться на своей аудитории, работать не на всех, а выборочно, понимая, что нужно именно этим людям. И тогда может получиться хороший продукт.

* Необходимо менять сложившуюся систему форматов. Пользователи соцсетей не случайно перешли на аудиосообщения вместо письменных. Голосом можно передать эмоцию, текстом гораздо сложнее.

* Медиаграмотность стоит прививать с молодости, лучше еще со школы, чтобы человек мог отличать новость от хайпа или пропаганды.

* Сейчас слова о «четвертой власти» СМИ превратились в пустой звук. Но медиа еще могут выполнять надзорные функции в обществе.

Справка

Александр Амзин – медиааналитик, сотрудничал с «Яндексом» и Lenta.ru, с марта 2018 года издатель делового портала The Bell, основатель консалтингового агентства Alex&Alex и паблика о медиа «Мы и Жо». До недавнего времени был также преподавателем на факультете журналистики МГУ. Автор книг «Новостная интернет-журналистика» и «бессистемные советы».

Лекция Александра Амзина прошла в рамках проекта «The Earth Is Flat – Как читать медиа?», который организуют совместно Гёте-Институтаи портал COLTA.RU.