Медиановости
/ Конфликты, Медиасреда

27 мая 2019 19:29

Госчиновник был сильнее, но победил все равно госжурналист

Бьют не только «оппозиционных» журналистов, государственным тоже достается, причем от своих же – не менее государственных чиновников. 22 мая не задалось интервью у съемочной группы программы «Вести. Дежурная часть». Глава Ширинского района Хакасии Сергей Зайцев техничным приемом повалил журналиста Ивана Литомина на пол. Но победа, похоже, все равно останется за корреспондентом, который задавал чиновнику неудобные вопросы. Следственный комитет уже возбудил уголовное дело. Однопартийцы изгнали Зайцева из «Единой России».

Неудобные вопросы

Конфликт произошел еще 22 мая. Но видеозапись ВГТРК выпустила в эфир 25 мая.

По версии редакции, съемочная группа пришла к главе района, чтобы задать ему несколько вопросов: «Почему погорельцы, пострадавшие от пожаров четыре года назад, живут в нечеловеческих условиях (в зданиях протекает крыша, проваливаются полы и плохо работает канализация); кто построил Зайцеву его собственный дом, - сообщается на сайте телекомпании. - А попытка прояснить ситуацию с участком под полигон с твердыми бытовыми отходами, который принадлежит адвокату Зайцева и сдается администрации в аренду, стала последней каплей, после чего тот набросился с кулаками на съемочную группу».

Сергей Зайцев сначала ударил по микрофону, потом схватил корреспондента Ивана Литомина и техничным приемом бросил его на пол. Помощники главы района после этого кинулись закрывать объектив камеры. После этого журналиста и оператора вытолкали из кабинета. На пороге чиновничьих владений Иван успел записать стендап, отметив, что «если уж Сергей Зайцев так принимает журналистов федерального канала, которые исполняют свои должностные обязанности, то страшно представить, как он общается с местными жителями». Возможно, еще на адреналине, но говорил бодро и с улыбкой.

Комментируя произошедшее РИА Новости, сам Сергей Зайцев заявил, что журналист его спровоцировал. Он назвал случившееся «спланированной акцией», упрекнув корреспондента в том, что тот мог бы заранее договориться об интервью, а не являться в нерабочее время. Зайцеву не понравилось то, что, по его словам, журналист 10 минут обвинял его в коррупции, обзывал вором и говорил о криминальном прошлом.

Россия 24

Кто такой Сергей Зайцев

В автобиографии Сергея Зайцева на сайте Ширинского района Хакасии указано, что он родился в 1966 году в одной из деревень этого же района. По образованию агроном. До того, как податься в муниципалы, руководил сельхозпредприятиями. Отец четырех детей. Два созыва подряд избирался депутатом Ширинского района, депутат Верховного Совета Республики Хакасия. Ширинский район он возглавляет с 2007 года.

В 2015 году в районе во время сильных пожаров погибло 12 человек, 54 получили ранения, десятки лишились домов и другого имущества. В конце апреля 2019 года суд вынес решение и признал Зайева виновным (вместе с главой сельсовета и начальником противопожарной службы Хакассии), приговорил к 4,5 годам лишения свободы, но тут же амнистировал в связи с «70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Зайцев остался не только на свободе, но и на посту главы района.



Кто такой Иван Литомин

Корреспондент Иван Литомин до того, как перебраться в Москву, работал в «Вестях Поморья» в Архангельске. В 2017 стал журналистом «Дежурной части» в столице.

Месяц назад – в апреле 2019-го – Иван стал автором сюжета о нападении неизвестных на гей-клуб в Москве. Материал вышел под названием «Были наказаны». Сюжет вызвал критику, так как о нападении и избиении людей Литомин рассказывал с иронией, называл вечеринку «шабашем», а зачитывая рассказы очевидцев из соцсетей, делал это манерным тоном.


Быстрая расправа

После того, как ВГТРК показала сюжет с кадрами нападения на их корреспондента, последствия не заставили себя ждать. К понедельнику 27 мая:

- «Единая Россия» принесла извинение телекомпании;

- Президиум генерального совета «Единой России» исключил Зайцева из партии;

- Cоюз журналистов осудил действия чиновника;

- Председатель Экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков предложил создать кодекс этики чиновников;

- Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев обещал в ближайшее время обсудить на заседании ГД вопросы об усилении мер защиты для журналистов;

- Сенатор, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков написал в Twitter: «Полагаю, этот глава района недолго останется таковым. Собственно, может уже собирать вещи». Сенатор сравнил Зайцева с футболистами Кокориным и Мамаевым, которые тоже говорят, что их спровоцировали. «Что бы ни сказал корреспондент, если он вообще что-то такое сказал (очевидно, про коррупцию, криминальное прошлое и обвинения в воровстве – ред.), рукоприкладства со стороны главы района не оправдывает. Можно было просто прекратить беседу и предложить покинуть кабинет. А его действия - это безобразие», - уверен Пушков;

- Телеведущий Владимир Соловьев заявил, что Зайцева нужно отправить в СИЗО;

- Следственный комитет Хакассии возбудил уголовное дело по факту случившегося. Сергей Зайцев уже проходит как подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 144 УК РФ – «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, соединенное с насилием над журналистом». За это Зайцеву может грозить до 6 лет лишения свободы (если, конечно, он снова не попадет под какую-нибудь амнистию).

Кроме того, как отмечается в сообщении СК, «в рамках уголовного дела будет проверена информация о коррупционной составляющей в деятельности главы муниципального образования Ширинский район, о которой заявили авторы сюжета “Вести. Дежурная часть”».


Цитата

«Какие бы сложные и неприятные вопросы ни задавали, любой член партии «Единая Россия», особенно находящийся при исполнении служебных обязанностей, обязан отвечать на них. Мне стыдно за то, что позволил себе глава района Хакасии Сергей Зайцев. От лица всей партии «Единая Россия» я приношу извинения всему журналистскому сообществу за ту безобразную сцену, которую позволил себе Сергей Зайцев».

Заместитель секретаря генсовета «Единой России», депутат Госдумы, в прошлом журналист Евгений Ревенко.


Дело чести

- У меня впечатление, что все произошедшее будет в итоге квалифицировано как хулиганство, побои. Это не «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Препятствуют обычно тоньше и при других обстоятельствах, - считает директор петербургского филиала телекомпании НТВ Петр Годлевский. - В зависимости от того, какие повреждения получил наш коллега, этот чиновник получит свое. Здесь речь идет не о профессии журналиста, а о том, что этот глава района набросился на человека, как только тот стал задавать ему неприятные вопросы. Если бы те же вопросы задал ему местный депутат или простой посетитель, он бы набросился и на них.

По мнению Петра Годлевского, не важно, кто бы задал Зайцеву вопросы про особняк и погорельцев, и не важно, кого бы он бил, важнее, что популярность «Единой России» падает, и приходится реагировать на подобных дискредитирующих партию членов.

Возможно, в этом причина столь быстрой и прожурналистской реакции власти на конфликт. Ведь очевидно, что далеко не всегда государство столь же рьяно встает на защиту СМИ. И в последнее время чаще приходилось слышать о совсем других способах взаимодействия государства и медиа. Только в Петербурге за последний год журналистов во время работы неоднократно задерживали на массовых акциях, а, например, корреспондента «Эха Петербурга» под надуманным предлогом просто не пустили в ЗакС.

Другой пример – нападение охранников Литейного моста на съемочную группу «Вестей Санкт-Петербурга». Журналисты в апреле 2018-го хотели снять пробную разводку моста. Но охране не понравилось, что репортеры подошли слишком близко к ограждению, начался спор, потом один из охранников ударил корреспондента Артема Потара по лицу. Руководство информационной службы канала обращалось в правоохранительные органы. Как сказал «Лениздату» сам Артем, за прошедшее время никаких новостей по делу он не получал, никто из следователей с ним не связывался.

«Не справедливость, а двойные стандарты»

- Вся нынешняя ситуация мне видится так: представим, что есть две параллельные страны России, - говорит сопредседатель Профсоюза журналистов Павел Никулин. - В одной из них журналист государственного канала берет интервью у чиновника, чиновник нападает на журналиста и сразу начинаются последствия: возбуждение уголовного дела, исключение из партии и так далее. И есть где-то параллельная России, где журналисты приходят работать на митинг, а их там избивают, где их бросают в тюрьмы, где на журналистов заводят уголовные дела по террористическим статьям (сейчас мы такое видим в Крыму и в Пскове). И как мне видится, если ты не журналист «России 24» и не работаешь на государственном канале, шансы, что за тебя заступится государство, стремятся к нулю.

Павел Никулин напомнил про еще одно дело, где власть встала на защиту журналиста. На днях в Москве задержали члена совета движения «Голос» Романа Удота. Его подозревают в угрозах убийством журналистки НТВ. История началась в марте 2018-го в аэропорту Шереметьево. Там корреспондент НТВ Александра Мирошниченко пыталась спросить у Удота, почему он улетает из страны. Тот отнял у нее телефон, на который она пыталась его снять. Роман написал заявление на журналистку о нарушении неприкосновенности частной жизни и тайны переписки. Александра в ответ заявила о краже телефона. Эти заявления ни к чему не привели. А 20 мая вернувшегося в страну Удота вызвали полицию для дачи показаний по новому делу – по подозрению в угрозе убийством. Поводом стали его слова, которые он выкрикнул в аэропорту в адрес журналистов: «Я вас убью». Суд отправил Романа под домашний арест.

Павел обращает внимание на то, что из партии Сергея Зайцева исключил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, которого журналист Олег Кашин считает заказчиком покушения на себя.

- Конечно, журналистов нельзя бить. И даже если журналист как-то ужасно себя ведет, что тоже бывает, его нельзя бить, - возвращается Павел Никулин к истории с корреспондентом «Дежурной части» и Зайцевым. - Да, это хорошо, что в данном случае заведено уголовное дело, но, к сожалению, это не тенденция. Мы теперь знаем, что если обидели журналиста с госканала, то санкции будут. То есть у журналистов госканалов есть иммунитет, а если из независимых медиа, то можешь как угодно правильно, этично, честно работать, это не защитит тебя от уголовного преследования и других последствий – в том числе неправовых. Для меня это история не про справедливость, а про двойные стандарты.

Елена Михина