Компания HeadHunter (hh.ru) и Союз журналистов России провели совместное исследование – проанализировали профессию «журналист» на современном российском рынке труда. Кто и как ищет работу в медиа? И кого ищут сами редакции? На какую зарплату может рассчитывать журналист? Ответы на эти вопросы авторы исследования постарались дать, проанализировав вакансии и резюме в сфере журналистики.
Чаще всего работу в сфере журналистики ищут женщины (71%), из них половина в возрасте от 25 до 34 лет.
На одном месте сотрудник медиа в среднем работает меньше двух лет. Чаще всего соискатели в качестве своих навыков указывают умение писать тексты/статьи, а также грамотность.
В среднем по России журналисты рассчитывают получать по 40 тысяч рублей. Гораздо больше хотят в Москве – 60 тысяч и Московской области – 50 тысяч. Петербург по этому показателю в середнячках. На самые небольшие зарплаты надеются в Алтайском крае, Волгоградской, Кировской, Курской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской и Смоленской областях, а также в Чувашии. Там согласны и на 25 тысяч.
Однако работодатели практически везде предлагают меньшие зарплаты. В Москве в среднем – 50 тысяч, в Петербурге – 37,5 тысяч (при средней зарплате в городе – 47 тысяч рублей), как в Красноярском крае и Тюменской области. Меньше всего готовы платить в Вологодской и Саратовской областях и Чувашии – по 20 тысяч рублей в месяц.
Таковы, если кратко, итоги исследования hh.ru и СЖР.
- Идея исследования появилась с обычного поста-опроса в Facebook про зарплаты в регионах. Тема низких зарплат — это боль российской журналистики. В регионах, в районных газетах до сих пор получают по шесть тысяч рублей, - объясняет инициатор проекта секретарь Союза журналистов России и медиаисследователь Юлия Загитова.
В hh.ru откликнулись на вопрос о зарплатах, а также проанализировали другие важные составляющие трудоустройства журналистов – образование, навыки, желания соискателей и требования работодателей.
«Мы проанализировали около 30 тысяч резюме российских соискателей, созданных в 2018 и 2019 годах и размещенных на hh.ru, в названии которых встречались слова «журналист», «редактор» или «райтер» и размещенных в специализации «Журналистика» в сфере «Искусство, развлечения, массмедиа»; около 11 тысяч российских вакансий, созданных в 2018 и 2019 годах, в названии которых встречались слова «журналист», «редактор» или «райтер»; около 200 тысяч резюме с указанным журналистским образованием; около 900 вакансий с требованием журналистского образования», - сообщают о выборке авторы исследования.
- Мы выяснили, какие навыки требуются от журналиста, чтобы быть успешным и востребованным, как повысить и расширить уровень знаний и на какую зарплату могут рассчитывать сегодня те, кто решил посвятить жизнь журналистике, - отмечает руководитель пресс-службы HeadHunter Александр Джабаров.
С разрешения авторов «Лениздат.ру» публикует полную версию итогов этого исследования.
Резюме
Пол, возраст, опыт работы
71% журналистов — женщины. Среди женщин при этом больше доля тех, кому до 34 лет — 74%, среди мужчин эта доля составляет 60%.
Среднее число мест работы, на которых успел поработать среднестатистический соискатель с резюме журналиста — 4,6. При этом на одно рабочее место приходится 1,9 лет работы.
Образование
Среднее число высших образований у одного резюме с названием «журналист», «райтер», «редактор» — 1,4. Лишь 2% не имеют высшего образования.
К получению дополнительного образования прибегали 27% журналистов. Как правило, это или языковые курсы, или курсы повышения квалификации по профессии.
Журналистское образование
Исследователи взглянули также на резюме, у которых в графе образования указан журналистский факультет. Оказалось, что 27% таких резюме размещены в профобласти «Маркетинг, реклама, PR», еще четверть — в профобласти «Искусство, развлечения, массмедиа» (в которой есть специализация «Журналистика»).
Соискатели с журналистским образованием идут работать либо по специальности, либо в сферу, близкую к PR.
Ожидаемые зарплаты
Иностранные языки
Среднее число иностранных языков, которыми владеет журналист — 1,6.
Регионы
Большинство соискателей-журналистов не готовы к переезду из своего региона. Те же, кто готов или желает переехать, стремятся в Москву, Санкт-Петербург или Краснодарский край. Если смотреть на то, какие конкретно города указывают такие соискатели, то, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, в топ входят Сочи, Краснодар, Казань и Екатеринбург.
Соискатели, указывающие готовность или желание переехать за границу, как правило, имеют в виду страны СНГ (Беларусь, Украина и Казахстан), также популярным направлением являются США и Великобритания.
Навыки
Вакансии
Отрасли
Вакансии журналистов размещают в основном СМИ и маркетинговые и рекламные агентства (38%). Ещё 22% вакансий относятся к компаниям IT-отрасли.
Профобласти
Схожим образом распределяются вакансии журналистов по профобластям. Большинство из них компании размещают в профобласти «Искусство, массмедиа», вакансии редакторов или райтеров могут также часто размещаться в маркетинговой сфере. Одна вакансия может быть размещена в 3 сферах, так что неудивительно, что в топ-10 сфер присутствует, например, медицина — вторая или третья сфера могут указывать на специфику конкретной вакансии (например, журналист требуется в медицинское издание).
Опыт, тип занятости, график работы
Основной массив вакансий для журналистов нацелен на специалистов с опытом работы от 1 до 3 лет. Лишь в 16% опыт работы не требуется вообще. В остальных вакансиях нужны более опытные специалисты.
86% вакансий для журналистов предполагают полную занятость. Частичную занятость предлагают лишь в 11% случаев.
Удаленную работу предполагают в 17% вакансий, в основном же график работы — полный день (73%).
Предлагаемые зарплаты
Средняя предлагаемая зарплата для журналиста в России — 38 500 руб. Выше этой отметки средние зарплаты лишь в 3 регионах: в Москве, Приморском крае и Московской области. Ниже всего зарплаты предлагают в Вологодской области, Саратовской области и Чувашской Республике (по 20 000 руб.).
Вакансии с требованиями журналистского образования
Во многих вакансиях есть требования или пожелания к профилю образования. В частности, журналистское образование указывают в вакансиях сферы маркетинга и PR (68%) чаще, чем в вакансиях сферы искусства и массмедиа (46%).