Мнения
/ Блоги

29 ноября 2019 13:23

TikTok и разговоры о вечном: как должны работать подростковые СМИ

Как понять журналисту, что творится у подростка в голове? Спикеры Международного Культурного форума, привыкшие к телеканалам и традиционным изданиям, попытались понять, что же нужно современным тинейджерам. Что важнее: форма подачи или поднимаемая тема? Какие проблемы интересуют сегодня молодых людей? Смогут ли СМИ традиционного формата угнаться за модными платформами? На все эти вопросы попытались ответить медиаменеджеры крупных проектов. 


По мнению телеведущего государственных телеканалов Алексея Лысенкова, журналистам надо признать, что подростковые СМИ гораздо сложнее, чем детские, потому что авторы последних обычно обращаются к родителям, бабушкам и дедушкам. Есть несколько базовых проблем, одна из них — поймать аудиторию до 16 лет. Это трудная история: сложно уловить нужный формат, площадки, на которых лучше разместить контент, темы и нужный тон. Причем все усилия могут обернуться успехом, ведь чувствительные к контенту подростки — самые активные пользователи новых медиа. В итоге сейчас перед СМИ стоят два самых главных вопроса: как поймать и как удержать. 

 

"Лениздат"


Но есть еще один тонкий момент — если взрослые продолжают существовать как потребители информации, то сегодняшние подростки уже не только потребители, но и ее создатели. Им неинтересно быть просто слушателями, им хочется быть участниками и соавторами контента. О своем опыте решения этой проблемы рассказал главный редактор французского журнала для подростков Phosphore Дэвид Гройсон. Редакция журнала выстроила систему отношений с агентами, которые постоянно поддерживают связь с читателями: опрашивают их в соцсетях, общаются  в школе. Так подростки буквально становятся частью редакции. 


О своем опыте построения подросткового медиа рассказала шеф-редактор ТАСС Дарья Пенчилова: информационное агентство недавно занялось информационно-образовательным проектом «Ньюм» для аудитории 8-16 лет. По мнению Пенчиловой, есть три важных положения, без которых невозможно делать подростковые продукты. Во-первых, журналистам приходится работать с поколением визуалов: они в меньшей степени читают, но больше смотрят видеоконтента, фото, мемов, картинок. Зачастую это единственно возможное средство коммуникации. Во-вторых — СМИ нужна мобильность, нужно размещать контент на той платформе, где аудитория хочет его воспринимать, будь то TikTok, Instagram или офлайновые экраны. Например, у «Ньюма» даже нет сайта, он существует как совокупность разных площадок в разных соцсетях. Третья вещь —  аудиторию очень сложно обмануть: если редакция хоть раз неправильно сыграет с доверием, то вернуть читателей будет очень сложно. Также дети очень ценят свое время и практическую пользу: контент в соцсетях воспринимается меньше секунды, видеоролик — восемь секунд. За это время пользователь решает, будет ли он смотреть дальше.  

Фото: "Петербургский дневник"
"Лениздат"


С последним выводом Дарьи Пенчиловой согласились многие спикеры. Глава международной инициативы «Voice of Youth» Екатерина Лукша назвала доверие аудитории главной задачей СМИ. То же требование подростки предъявляют и к блогерам: если инфлюенсер говорит что-то неискренне, то подросток за ним не пойдет. Даже самоирония не поможет блогеру продвинуть контент, если в нем есть фальшь. А ведь инфлюенсеры — важные источники информации для этой возрастной категории. По мнению Екатерины Лукши, подростки ищут героев, на которых нужно равняться, и ищут они их друг в друге, потому что доверяют мнению только таких же ребят, как и они сами. 

От темы доверия дискуссия быстро перешла к вопросам поднимаемых СМИ тем. Многие спикеры пришли к выводу, что содержание все же гораздо важнее формы. Может показаться, что опытные медиаменджеры попросту консервативны, но опыт нового поколения лишь подтверждает их мысли. Глава «Медиа Артек» Ксения Рудич рассказала, что большой проблемой стало то, что взрослые боятся говорить с подростками про по-настоящему интересные им темы взросления, отношений, секса и даже боязни смерти и самоубийства. Государство выводит этот контент из поля зрения подрастающего поколения: популярные среди тинейджеров сериалы имеют возрастной ценз 16+ и 18+. Цензура не поспевает за тем, что действительно волнует детей. 

С Ксенией согласился иностранный гость форума — медиаменеджер из Индии Аджай Гоял. По мнению Гояла, у тинейджеров есть основные фундаментальные запросы, стремление к идеалу и хорошему, базовому и доброму, а взрослые лишь пытаются скормить им ненужные идеи. Детям приходится изображать вовлеченность и демонстрировать интерес, а на самом деле весь контент быстро забывается и не оставляет печати на их личности. В итоге не так уж и важно, как взрослые придумали преподносить аудитории ненужную информацию — через TikTok или блоги. По-настоящему важные вещи тинейджерам расскажут родители, бабушки и дедушки. 

Вице-президент издательства «Просвещение» Виктория Копылова подтвердила наблюдения иностранного коллеги: она рассказала, что детям приходится слушать блогеров, которые иногда не могут связать и двух слов, потому что в обычной семье с ребенком разговаривают в день буквально несколько минут. В школе с подростками тоже не общаются, поэтому общение приняло такую необычную форму: опыт приходится брать от ровесников, снимающих ролики на Youtube, даже если они не могут связать и двух слов. 


Двадцатилетний владелец агентства по продвижению блогеров KRASAVIN MANAGEMENT Влад Красавин парировал рассуждения старших коллег. По его мнению, даже совсем юные блогеры чувствуют ответственность перед аудиторией и поднимают острые темы — они снимают видео о депрессии, буллинге, проблемах с родителями. Причем тинейджеры скорее требуют от авторов искренности, чем качественной картинки, глубокого сюжета и хорошей актерской игры.