Полезное
/ Теория и практика

2 декабря 2019 16:34

Умение задавать вопросы другим… и себе

Что такое коучинг, сегодня, с одной стороны, знают все, с другой – немногие. И далеко не каждый журналист, несмотря на широкий кругозор, может внятно сформулировать, зачем это вообще нужно человеку, тем более работающему в масс-медиа. Чтобы разобраться в этом, в Институте региональной прессы провели семинар для журналистов. В качестве эксперта выступил петербургский коуч Илья Рудник. Вместе с ним и другими экспертами «Лениздат» постарался разобраться в теме.

Кто такие коучи?

- Сейчас коучингом называют все подряд просто потому, что он хорошо продается, - констатирует Илья Рудник. Есть масса курсов, где за короткое время обещают научить новой профессии коуча и «получать большие деньги, просто задавая вопросы» (реальная формулировка из рекламы в «ВК»).

В итоге люди, обучившиеся на таких курсах, но не имеющие достаточной практики, находят клиентов, однако не могут по-настоящему им помочь, вызывая лишь разочарование в коучинге как таковом.

Илья Рудник выдал аудитории семинара в ИРП свое определение:

- Коучинг – это подход к консультированию или управлению, направленный на развитие и эффективное использование личностного и профессионального потенциала человека в достижении ценных для него результатов.

Одна из наиболее близких к коучингу по духу цитат принадлежит (во всяком случае, приписывается) Сократу: «Все решения уже есть в голове собеседника. Задача учителя состоит в том, чтобы вытащить эти знания на поверхность».

В идеале работа со специалистом такого рода должна способствовать тому, чтобы начать вообще по-другому думать о проблеме, подстраиваться под новые или изменившиеся условия.

Базовое отличие коучинга от психотерапии заключается в том, что он основывается на тезисе, что у человека все в порядке, но нужно помочь в чем-то сориентироваться. 


Справка

Илья Рудник – педагог по образованию, прошел переподготовку по направлению «психологическое консультирование» в петербургском «Институте коучинга» (2008-2010 гг.). Автор книги «Лидер и люди».

Фото: www.facebook.com/ilya.roudnick

 


Инструмент в руках журналиста

- Если не прислушиваться, не присматриваться к человеку, а также к себе, вы превращаетесь в двух кукол, задающих друг другу вопросы. Стрелять-то вопросами могут все, а вот выстроить их так, чтобы было все к месту и приводило к нужному результату – это уже искусство, – отмечает Рудник.

Есть такое понятие – управление контактом. Сюда входит и побуждение собеседника к проявлению эмоций, и предоставление обратной связи (что может выражаться, например, в отзеркаливании каких-то слов или действий собеседника). Плюс ораторское мастерство, без знаний основ которого не будет хороших формулировок. Все вместе это очень близко к журналистскому ремеслу, а умение задавать вопросы – прямой путь к успешным интервью.

- Между прочим, всегда очень заметно по качеству вопросов, насколько сильно человек подготовился к нашему разговору, – подчеркивает Илья, который не раз давал интервью разным СМИ.

То есть коучинг, как подход, как инструмент – это искусство построить и развить беседу так, чтобы пошла личностная работа. Такие навыки помогут более качественно и глубоко подойти к освещению нужной темы, понять собеседника.

Илья Рудник попытался объяснить петербургским журналистам, что вопросы надо уметь задавать и себе, и героям материалов, и коллегам.

Фото: http://rpinw.spb.ru/
Илья Рудник попытался объяснить петербургским журналистам, что вопросы надо уметь задавать и себе, и героям материалов, и коллегам.

Боремся с прокрастинацией

Петербургский психолог Павел Слободской, также много лет посвятил направлению коучинга. На вопрос, зачем современному журналисту нужны услуги коуча, Павел ответил так:

- Во-первых, это повышение продуктивности, креативности. Во-вторых, нейтрализация, снятие эмоциональных барьеров – если отношение к какой-то теме негативное или, наоборот, чрезвычайно близкое. Сохранение объективности. Определение барьеров и поиск ресурсов по их преодолению. В-третьих, можно поработать с синдромом откладывания – прокрастинацией. Отдельный очень важный пункт – сохранение жизненного баланса.

Иначе говоря, задавая простые, но глубокие вопросы, можно вывести клиента к пониманию тормозящих факторов и вырулить на нужное решение.

Например, человек приходит с задачей преодолеть прокрастинацию, будучи не в силах даже начать писать важный материал. Коуч для повышения мотивации предлагает ответить на такие вопросы: «Кем ты хочешь себя чувствовать, когда допишешь эту статью? Для кого кроме тебя она может быть важна?» - говорит Слободской.

- Я бы еще спросил, от чего человек пытается убежать, занимаясь не столь важными делами, - дополняет Рудник.

Конечно, есть и другие подходы, но даже эти вопросы оживляют воображение, побуждая к свершениям.


Справка

Павел Слободской – клинический психолог, ментальный спортивный тренер. В коучинге с 2011 года (окончил Международный Эриксоновский университет в Петербурге).

Фото: www.facebook.com/slobodskoi

 


По вызову? 

Если с отдельно взятым журналистом понятно, то возникает другой вопрос: нужен ли коуч (или психолог с навыками коучинга) в отдельной взятой редакции, как допустим, психолог в школах? 

- В самих редакциях сейчас это было бы избыточно, поскольку сотрудников становится меньше и уже три человека делают то, что раньше делало 12. А психолог или коуч может посещать редакции, быть приходящим специалистом, – говорит директор ИРП Анна Шароградская.

Она также отмечает, что многие журналисты не понимают, насколько это важно и нужно. Это уже третья попытка ИРП обратить внимание общественности на тему коучинга. Но вообще-то актуальность ощущалась уже намного раньше, сразу после развала СССР.

Должность штатного психолога или коуча стала постепенно вводиться в российскую практику в конце ХХ века. Такому специалисту не нужно каждый раз при работе с кем-то из сотрудников разбираться в специфике отрасли и особенностях отдельно взятой компании. Он и так уделяет ей все свое время, оказывая полную поддержку. Однако есть мнение, что у такого штатного коуча со временем может замылиться взгляд. И тогда разумнее вариант со сторонним «тренером». Например, если руководитель издательского дома понимает необходимость заботы о своих сотрудниках, если он заинтересован в создании благоприятного климата и сохранении ценных кадров, он может отправить сотрудников на коуч-сессии. И такие примеры встречаются, утверждает Павел.

Учитывая многогранность сферы масс-медиа, для каждой редакции и для каждого журналиста существуют свои пути развития и коррекции нежелательных явлений. Решение оставить все как есть или прибегнуть к помощи специалиста все равно остается за вами – независимо от должности.


Проверь себя

Как узнать, есть ли у вас эмоциональное выгорание. Вопросы для самодиагностики

Павел Слободской:

 - Что в моей работе получается лучше всего, приносит наибольшее удовольствие? Что доставляет удовольствие в жизни? За что я могу себя похвалить? Что делает мою работу интересной для меня лично? Что напротив – раздражает? Что хотелось бы изменить? Чему я научился за последнее время? Что я хочу развить, освоить? (иностранные языки, новые профессиональные приемы и т.д.).

Илья Рудник:

- Доставляет ли удовольствие моя работа? Продолжает ли нравиться сам процесс? Если нет, то что именно не нравится? Каковы ощущения при этом, как я себе их объясняю? Если бы была волшебная палочка, что бы хотелось изменить прямо сейчас? Удается ли мне отвлечься от обязанностей вне официального рабочего дня, в выходные и праздники? Бывает ли у меня отпуск?


Елена Петровская


Другие материалы рубрики "Теория и практика"