Полезное
/ Теория и практика

31 января 2020 16:00

Чем горим, от того и выгораем

Что такое эмоциональное выгорание, на словах знают все, но вот отследить у себя первые симптомы и вовремя принять меры могут немногие. Тем более, это сложно в условиях той активной жизни, которая свойственна практикующим журналистам. В итоге – усталость от того, что раньше вызывало радость, падение работоспособности, депрессивное состояние, срыв сроков или заданий вообще, взаимное и вроде бы ничем не мотивированное недовольство коллегами и руководством. Ни к чему хорошему это не приведет, если не принять меры вовремя. «Лениздат» выяснил, что делать в такой ситуации.

Уволиться проще, чем лечиться

Сам термин «Эмоциональное выгорание (burnout) введен в оборот американскими психиатрами Фрейденбергером и Гинзбургом. Сделано это было для характеристики здоровых людей, находящихся в тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Новое понятие привлекло внимание общественности, специалисты начали активно обсуждать и изучать особенности поведения представителей «помогающих профессий»: медиков, преподавателей, репетиторов, соцработников. Вот только о журналистах в этом контексте еще долго не вспоминали. Да и сейчас немногие понимают актуальность этого вопроса.

В прошлом году на одном из зарубежных профессиональных порталов появилась статья, которая так и называется – «Журналистам как никогда нужна помощь в преодолении рабочих травм».  Ее автор Бэйли Дик говорит о том, что это касается и политических журналистов, и тех, кто работает в горячих точках. Они зачастую переживают посттравматическое расстройство, ни к кому не обращаясь (что усугубляет состояние), и вообще часто скрывают психологические проблемы за внешней бравадой. Международный Комитет по защите журналистов и центр «Дарт» по журналистике и травмам публикуют пособия и даже проводят тренинги для представителей СМИ. Американцы констатируют, что риску эмоционального выгорания подвержены как военкоры, так и те, кто занимается освещением работы полиции, а также катастроф разного рода. Причем люди, переживая психотравму, зачастую делают выбор не в пользу профессии. Уволиться оказывается проще, чем прорабатывать все это.

Отметим, что с аналогичными проблемами сталкиваются и журналисты социального профиля, рассказывающие о разных судьбах, пропуская эту боль через себя. Да и новостников, не углубляющихся в ситуации, «выгорание» также настигает.

До тошноты

Один из первых признаков такого «выгорания» – это, конечно, эмоциональное истощение. Как пишет исследователь Евгений Ильин, проявляется они сниженным эмоциональным фоном, равнодушием или перенасыщением, раздражением; возникает чувство опустошенности, исчерпанности своих ресурсов. То, что раньше вызывало радость, теперь вызывает лишь равнодушие или даже тошноту (это естественным образом отражается на материалах – они становятся заметно «суше»). Хочется уйти в свой «домик», но, закрывшись от негатива, человек тем самым отстраняется и от позитива. Добавьте к этому самый настоящий страх, ощущение безвозвратности чего-то хорошего («стресс неопределенности» и «стресс упущенных возможностей»).

Еще один аспект – деперсонализация. Возникает равнодушное или даже негативное отношение к людям. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. К этому добавляются негативные установки, а также циничность относительно реципиентов – клиентов, подчиненных, коллег. В применении к специфике СМИ в тот же список могут быть зачислены читатели (слушатели, зрители) или допустим, источники информации.

Впрочем, иногда деперсонификация, наоборот, проявляется в возникновении зависимости от других людей.  

Все это сопровождается редуцированием (то есть обесцениванием) личных достижений. Проявляется это либо в негативном оценивании себя как профессионала и личности, либо в ограничении своих возможностей, снятии с себя ответственности.

Есть тесты, разработанные разными авторами, на наличие такого состояния и определение его причин. Но стоит ли проходить их самостоятельно – здесь мнения расходятся. Так, например, психолог Галина Гусева убеждена, что вообще такие вещи созданы для того, чтобы проходить их у специалиста. Не каждый тест хорош, да и человек хочет показаться лучше, даже если отвечает на вопросы без посторонних. Кроме того, профессиональный и личностный кризисы могут наложиться друг на друга в контексте какой-то ситуации. Разбираться со всем этим лучше у специалиста.


Кстати

Профессиональный синдром эмоционального выгорания включен Всемирной организацией здравоохранения в 11-й вариант Международной классификации болезней. Он не считатся медицинским состоянием, но отнесен к классу «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения».


Не забывайте, что из любой ситуации есть два выхода: вокзал и аэропорт. Для начала можно попробовать командировку, затем отпуск, в крайнем случае увольнение и эмиграцию.

Не забывайте, что из любой ситуации есть два выхода: вокзал и аэропорт. Для начала можно попробовать командировку, затем отпуск, в крайнем случае увольнение и эмиграцию.

Эффект Супермена

По наблюдениям психологов, список типичных стресс-факторов в журналистике почти совпадает с тем, что привлекает людей в самой профессии. Это и постоянная активность, и непредсказуемость, и необходимость общаться с большим количеством людей на разных уровнях, и готовность к потенциальным командировкам и т.д.

Причинами выгорания могут быть разные факторы: в первую очередь постоянные стрессы, по версии других источников, психотравмы. В списке возможных факторов и личные причины, включая одиночество, а также скупую оплату труда, «профессиональную деформацию» и трудоголизм. Однако другие авторы считают, что главной все же является проблема мотивации.

- «Выгорание» наступает, когда появляется ощущение, что «то, что я делаю, не имеет никакого результата». Смысл – это ответ и на травмы, и на выгорание как таковое. Если вы чувствуете смысл своей работы, если вы знаете, что у вас что-то хорошо получается – это самый лучший щит от выгорания, - говорит психолог Ольга Кравцова, проводя вебинар для СМИ.

Впрочем, позже в процессе интервью она отмечает, что стопроцентной профилактики в этом смысле не существует. Но определенные меры принимать надо – и на организационном уровне, и на командном, и на личном.

Между прочим, Супермен из одноименного американского фильма был репортером. И сейчас сформулирован даже так называемый «эффект Супермена». Человеку, привыкшему быть успешным в разных ситуациях, порой приходят в голову такие мысли: «Какой же я журналист, если не могу…». Более того, на фоне успехов коллег кажется, что ты один такой неудачник.

Командировка вам поможет

Значительная часть опрошенных нами журналистов считает, что все дело в мотивации. Если знаешь, зачем этим занимаешься, никого выгорания тебе не грозит.

Другие говорят, что к состоянию эмоционального выгорания нередко приводит рутина, постоянные придирки и «троллинг» со стороны руководства. Кроме того, ощущение бесконечного «дня сурка» при постоянном погружении в чужие проблемы. В таких случаях рекомендуют отпуск, больничный, путешествие (командировку, если есть возможность), либо временную смену тематики, чтобы набраться новых впечатлений. Среди других рекомендаций – переключение на любимый вид спорта.

Бывает и так, что к этому состоянию приводит и вполне конкретное обстоятельство. Вот что рассказал Дмитрий Московский.

 - У меня впервые эффект «выгорания» случился лет так десять назад, когда злая метла нового гендиректора издательского дома «Курьер-медиа» внезапно выставила меня из газеты, в которой я проработал почти 13 лет. С напутствием – мол, сидеть 13 лет на одном месте – этим сейчас не торгуют. И отчего-то напомнила, что сегодня на рынке самая востребованная профессия – это слесарь. Я был расшатан и убит, я оказался лишним почти везде. А 2009 год был жестоким для внештатных авторов.

Оправившись от первого шока, Дмитрий решил временно переключиться и пошел работать… в киноиндустрию, актером массовых сцен. Благо и в сфере журналистики он специализируется как раз на культуре. А через некоторое время восстановился и смог вернуться в масс-медиа.

Впрочем, как говорят психологи, стресс от увольнения все же не является «выгоранием» в классическом смысле. А если руководство не намерено рубить сплеча и сохранить свой коллектив, есть смысл организовать лекцию или семинар на эту тему с приглашенным экспертом. Это и повысит собственный статус, и позволит на многое посмотреть другими глазами. Возможно, даже предупредит у кого-то из сотрудников такие процессы.

Мнение:

Павел Слободской, клинический психолог:

- Важно разделить границы. Процесс эмоционального выгорания может быть не только в профессиональной деятельности, но и в других сферах жизни человека. Есть, например, родительское выгорание, супружеские выгорание. Эмоциональное выгорание часто проявляется в таких формулировках, как «Я не способен... я не могу больше...я никудышный специалист, нет радости..., не хочу больше этим заниматься» и т. д. Это состояние связано с длительным дистрессом в профессиональной, личной сфере человека. Одним из явлений, усиливающим дистресс, является моббинг – целенаправленное доведение человека до увольнения.

Для того, чтобы понять, есть выгорание или нет, можно пройти тестирование, по которому определяется причина и степень этого состояния. Оно дает понять, что именно следует скорректировать, чтобы вернуться в нормальное состояние. И с этими результатами уже идти к психологу, который специализируется на методах когнитивно-поведенческой терапии и трансактного анализа. В любом случае, увольнение – крайняя мера, поскольку это все же дополнительный стресс, связанный с процессами переадаптации. Что касается ресурсов для восстановления, то можно попробовать техники релаксации и аутотренинга. Зачастую это «обезболивающая таблетка», снимающая симптомы, но не решающая проблему. И самолечение (как самокопание) принесет вред. Найдите возможность обратиться к специалисту.

Евгения Богданова, психолог:

- Основа выгорания – это снижение самооценки и усталость. Физическая и моральная. На работе, если нет поддержки, у нас все валится из рук. Поэтому похвала, оценка, благодарность могут помочь выйти человеку из этого состояния.

Подготовила Елена Петровская


Другие материалы рубрики "Теория и практика"