Медиановости
/ Медиасреда, Петербург

15 апреля 2020 21:20

Если СМИ умрут, кто расскажет про выборы?

Медиамир не будет прежним. Но прежде чем привыкать к новым условиям, руководителям СМИ надо как-то решить текущие проблемы – выплатить зарплату журналистам, рассчитаться по налогам, не разориться. А еще не попасть под ужесточенный закон о фейках. Об этом поговорили с руководителями городских изданий – районной, городской и региональных представительств федеральных газет, информагентства, радио и телевидения.

Что это было

Конференцию для глав городских изданий «Как СМИ выживают в условиях карантина» 14 апреля провели «Лениздат.ру» и Санкт-Петербургское отделение Союза журналистов России. Собрались, естественно, онлайн. Кто-то говорил о наболевшем из редакции, кто-то с домашней кухни. У одних продолжали звонить рабочие телефоны, у других лаять собаки.

Кто участвовал

Спикерами конференции стали:

- Анжелика Гурская, директор Северо-Западного филиала «Российской газеты»;

- Виталий Дымарский, главный редактор «Эха Москвы» в Петербурге, главный редактор журнала «Дилетант»;

- Андрей Ершов, главный редактор газеты «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге;

- Алексей Дементьев, директор, главный редактор «Агентства Бизнес Новостей», один из создателей «Медиасиндиката»;

- Александр Селезнев, главный редактор газеты «Славянка сегодня»;

- Игорь Игнатьев, первый заместитель директора ГТРК Санкт-Петербург.

1280x1024_конференция.png

Модераторами конференции выступили:

- Дмитрий Шерих – председатель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России, главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей»;

- Елена Михина – шеф-редактор «Лениздат.ру».

Кроме того, к нам могли присоединиться все желающие коллеги-журналисты, задавать вопросы или высказывать свое мнение.

О чем говорили

- О доходах

Городские СМИ, независимо от способа распространения и формы собственности, столкнулись с проблемой резкого снижения дохода от рекламы. Пока что меньше всего это сказалось на телевидении. Так, Игорь Игнатьев объяснил, что на канале «Россия 1», где в холдинге ВГТРК реклама самая дорогая, она была продана еще до карантина примерно на 80 процентов. Но на других теле- и радиоканалах – «Россия24», «Радио России», «Маяк», «Вести FM» – провал по рекламе уже ощутим даже на фоне роста аудитории, и, очевидно, сокращение таких коммерческих доходов еще продолжится.

Главный редактор «Эха Москвы» в Петербурге Виталий Дымарский также отметил резкий спад доходов от рекламы в марте-апреле этого года. В печатной пресс потери доходов от рекламы по оценкам экспертов доходят до 70 процентов.

- Печатные СМИ отличаются от всех остальных, потому что у них проблемы не только с рекламой, но и с реализацией экземпляров – работа киосков сейчас под вопросом, пенсионеры, которые читают газеты и журналы, сидят дома, - отметил Дмитрий Шерих.

После предыдущей онлайн-встречи издателей Санкт-Петербургское отделение СЖР обратилось к губернатору города, и тот 3 апреля отменил запрет на продажу газет «из рук в руки». Фактически киоски могли бы вернуться к работе. Но далеко не все смогли это сделать, так как многие продавцы – это пенсионеры, в том числе люди старше 65 лет. Они вынуждены соблюдать самоизоляцию, а также лишены сейчас льгот на проезд в общественном транспорте. Поэтому проблема с распространением печатной прессы остается, добавляясь к трудностям из-за снижения доходов от рекламы.

- Реклама ушла, как из печати, так и из онлайна, - говорит Алексей Дементьев. - Еще остались объявления от агрегаторов, но там цены упали в несколько раз. То есть аудитория новостного сайта может вырасти в два раза, а доход от просмотров рекламы на нем же сократиться также в два-три раза. Вся остальная реклама ушла почти полностью. Платежи по счетам, выставленным за последние две недели, оплачены процентов на 30. Нас ждет кризис задержки платежей. Когда они будут оплачены – в мае-июне – никто не знает.

Рекламные бюджеты закономерно резко сократились в медицинских компаниях, строительных, в сфере развлечений.

- Закрылась вся ивент-индустрия. Мы почувствовали это еще до того, как был введен жесткий карантин, после отмены первого крупного форума в городе. А всего их отменилось в Петербурге пять (в том числе экономический, юридический, арктический), - отметила Анжелика Гурская. - Для нас это была серьезная денежная подушка, рекламодатели с этих форумов охотно шли к нам в «Российскую газету». Когда эта индустрия восстановится, пока никто не знает.


«Районные газеты в Петербурге приостановили выход, потому что нарушилась система распространения. Некоторые издания еще выкладываются в метро. Но, например, наш распространитель почему-то сразу сказал, что это невозможно, - рассказал главный редактор газеты «Славянка сегодня» Александр Селезнев. - Перспектива возобновления выхода еще есть. Я думаю, город погасит задолженность по выполненным работам и в конце месяца районные газеты, которые подготовили свои выпуски, но не успели их напечатать, найдут способ восстановить работу. Муниципальные газеты, кстати, выходят – их раскладывают в подъездах больших домов».


- О темах

- С точки зрения контента проблем нет, о чем писать, есть всегда, - уверен главный редактор петербургского «Коммерсанта» Андрей Ершов. С ним оказались солидарны большинство участников конференции. При этом тотальное доминирование темы коронавируса в повестке никого не смущает. Эта тема востребована аудиторией. 

- На ресурсах ГТРК Петербург не просто подъем, я бы назвал это скачком. Если средний рейтинг нашего прайм-выпуска до начала эпидемии был порядка 6, то сейчас он где-то 8,5, - сообщил Игорь Игнатьев. - Невообразимый скачок просмотров и нашего канала в YouTube. За две последние недели количество подписчиков там увеличилось на столько же, на сколько за четыре предыдущих месяца. Причем я могу сказать, что во всех регионах страны сейчас наблюдается рост популярности именно местных вставок на канале «Россия 1», он резко опережает федеральный рост популярности. Народ интересует то, что рядом. Особенно это заметно в Петербурге. Традиционно мы считали себя столичным городом, а тут стало интересно, что у нас происходит, что в наших больницах, с нашими врачами и пациентами.

Как отметил Игнатьев, на фоне общего интереса зрителей к информации про коронавирус больше всего просмотров за последние дни все же набрал сюжет про редкого розового пеликана, залетевшего в Гатчину.

1280x1024_corona-4983569_1280.jpg

- О доступе к информации

- С точки зрения контента недостатка нет, - согласился с коллегами Виталий Дымарский. - Но я бы хотел обратить внимание на опыт Москвы – там работает оперативный штаб по коронавирусу, и он железно каждый день выдает информацию. Все СМИ – московские, федеральные – получают данные, что произошло за сутки. В Петербурге такого нет. У нас очень плохо с информацией, исходящей от властей. В Москве главные врачи основных больниц регулярно отчитываются, что у них происходит. У нас этого тоже нет. Обращение к чиновникам? Это целая проблема, чтобы кто-то из них вышел и что-то рассказал. Никто не обратил внимание, что у нас за время эпидемии в Петербурге уменьшилось количество умерших от коронавируса? У меня вопрос – они ожили? То сообщалось о девяти, теперь только о четырех. Что с оставшимися пятью? Никто же толком ничего не объясняет.

Примечательно, что если прежде редакции жаловались на отсутствие равного доступа к информации (кого-то чиновники звали на свои мероприятия, других не пускали даже на открытые «для всех»), то коронавирус всех уравнял – теперь у всех равный недоступ. Даже в официальных изданиях городских властей нет уникальной, эксклюзивной информации по теме COVID-19 в городе из официальных источников.

- Если в области нас хорошо соединяют с чиновниками, то в городе действительно бывает трудно что-то узнать, - отметил Игорь Игнатьев с ГТРК Петербург.

- Мне кажется, что не мы должны искать информацию, хотя мы ее ищем, а власть должна нас искать, чтобы эту информацию распространить, чтобы не возникали фейки, с которыми все теперь так борются, - считает Виталий Дымарский.

- О подписке

Печатные издания оказались в трудной ситуации еще и потому, что многие лишились большой доли прибыли от подписки. Апрель – как раз тот месяц, когда читатели ее продлевали на второе полугодие.

- Все наши акции в рамках подписной кампании свернулись. Да, мы делаем электронную подписку на сайте, но это капля в море. Наши основные подписчики – это люди среднего и старшего возраста, многие не могут оформить подписку онлайн, - отметила Анжелика Гурская. - Для меня уже очевидно, что подписная компания провалена. И мы уже не выберемся из этой ямы. И это касается всех участников рынка.

Директор Северо-Западного филиала «Российской газеты» предложила коллегам создавать консолидированную группу и предлагать подписку самоизолировавшимся пенсионерам через волонтеров. По отдельности редакциям газет не вытянуть такой большой проект, но, если оперативно объединить усилия, еще можно успеть хоть что-то сделать для спасения подписки.

1280x1024_Kh63_NTf6Cw.jpg

- О льготах

15 апреля депутаты петербургского ЗакСа одобрили инициативу об отмене арендной платы для предприятий из реестра малого и среднего бизнеса, снимающих помещения непосредственно у города. Решение уже утвердил и губернатор. Не платить за съем можно будут с 1 апреля до 30 июня. О такой же льготе большинство городских редакций могут только мечтать. Прежде всего потому, что в основном они арендуют офисы у коммерческих структур. Кроме того, многие сами являются госпредприятиями с учредителями в виде официальных ведомств. А это прямое противопоказание для подобных льгот.

- Я ни припомню за последние годы ни одного случая, когда город предоставлял бы льготную аренду своих помещений для СМИ, хотя мы тоже считаемся социально ответственным бизнесом и по закону мы тоже имеем право на льготную аренду, - объясняет Алексей Дементьев. - Мне звонил руководитель моего бизнес-центра, где мы снимаем офис, и сказал, что готов предоставить 50-процентную скидку на месяц-два. Они понимают потери бизнеса. Почему у нас город не заинтересован в предоставлении помещений для СМИ – вопрос непосредственно к профильному комитету.

Главред газеты Невского района «Славянка сегодня» Александр Селезнев также отметил, что ранее – еще до нынешнего кризиса – он с руководителями еще нескольких «районок» обращался в комитет по этому вопросу, но ответа так и не получил.

Другая мера поддержки, которая хотя бы отчасти могла бы скрасить бедственное положение редакций – предоставление бюджетных грантов. Смольный каждый год выделяет на это средства. Сейчас они как никогда кстати. Однако, чтобы получить грант, необходимо не только предложить городу медиапроект, который его заинтересует, но еще и пройти все круги ада, собирая необходимые справки.

- Если комитет по печати сейчас откроет конкурс на гранты, для того, чтобы на них претендовать, нужна, например, бумажная справка из налоговой об отсутствии задолженности, а налоговая закрыта на прием до 30 апреля. И даже если произойдет чудо, и комитет начнет принимать электронные справки из налоговой, задолженность у многих как раз сейчас и появится на фоне кризиса, - считает Алексей Дементьев.

И еще один вопрос беспокоит редакторов печатных СМИ – работа городских типографий. Прежде всего, есть опасность, что они поднимут расценки на свои услуги. А кроме того, не понятно, что будет, если у кого-то из сотрудников будет выявлен коронавирус – не закроют ли экстренно в таком случае всю типографию?

- О перспективах

- Я в СМИ 30 лет. Не помню, сколько я разных кризисов пережил, в 1990-е едва не каждый день был какой-то кризис. У меня ощущение, что мы сейчас переживаем не кризис, а слом эпох. Те, кто выживет – окажутся в другом мире, - оценил ситуацию подключившийся к беседе журналист, руководитель Петербургского книжного салона Андрей Шамрай.

- Думаю, что, к большому сожалению, этот кризис смогут пройти не все, кого-то мы не досчитаемся, произойдет определенное схлопывание рынка. В том числе и рынка государственных СМИ, - считает главред петербургского «Коммерсанта» Андрей Ершов. - Потому что такой объем изданий и федеральных, и региональных государство не сможет финансировать. Но это будет чуть позже.

- Я плохо понимаю перспективы всех нас – когда начнем и как долго мы будем выходить из этой ситуации. Надеяться на Мишустина, что СМИ включат в список наиболее пострадавших отраслей? Так благодаря лоббистским усилиям туда всех включат, а на всех денег не хватит. И даже если помощь будет, она не спасет. Хорошо, если я ошибаюсь, заметил Виталий Дымарский. - Государственным изданиям так или иначе, я думаю, помогут. Что будет с нами – непонятно. Хоть «Эхо Москвы» и входит в газпромовский холдинг, мы достаточно формально в нем присутствуем и денег от него не имеем. Наши перспективы не понятны.

Виталий Дымарский констатировал, что наш медийный мир уже не будет прежним, а Анжелика Гурская предложила подумать о том, какой урок мы можем вынести из ситуации.

- Все, что можно было вынести, уже вынесено, - прервал позитивные рассуждении коллеги Алексей Дементьев. - Карантин, скорее всего, продлят на май – на весь или на часть, надо готовиться к оптимизации персонала.

Он из тех, кто слабо верит в реальную помощь властей медийным проектам, причем всем, а не просто отдельным – избранным. А это, по мнению руководителя АБН, грозит последствиями в будущем:

- Если сейчас СМИ не выживут, а останутся только хорошо дотируемые из определённых частных рук издания, то именно они будут формировать политику в стране и регионе перед голосованием по поправкам в конституцию, перед выборами в Государственную думу и перед выборами в ЗакС Петербурга в следующем году.

Что решили

На конференции были сформулированы основные просьбы, с которыми руководители СМИ хотели бы обратиться к городским властям:

- Обеспечить адекватное информирование СМИ по ситуации с коронавирусом и иным проблемам, которые он вызывает.

- Упростить процедуру участия в конкурсе на право получения гранта из бюджета города. Журналисты понимают, что изменить правила одномоментно не получится, это сложный процесс согласований и утверждений, который занимает у чиновников недели, а то и месяцы. Однако, если подобное решение будет принято к лету или осени и упростит дальнейшие этапы распределения грантов, то уже это поддержит редакции.

- Включить СМИ в перечень организаций, которые могут получить помещения от города на льготных условиях (вплоть до бесплатной аренды на ближайшие месяцы). Это вряд ли спасет большие редакции, так как в одночасье переехать в новую редакцию проблематично, в том числе с юридической точки зрения. Но для районных, муниципальных, небольших тематических изданий это могло бы стать спасением и решением хотя бы части проблем.

- Как можно скорее начать разработку адресной поддержки разных видов СМИ. Печатным изданиям, например, поможет подписка, выкупленная городом для социально уязвимых слоев населения. Для радио и ТВ (не только субсидируемых из городского бюджета) будет актуальна «реклама» от городских властей.

- Включить печатные СМИ в перечень товаров первой необходимости. Отчасти в сложившихся условиях это будет уже актом лишь моральной поддержки, проявлением внимания со стороны власти.

Дмитрий Шерих обещал, что Санкт-Петербургское отделение СЖР доведет эти просьбы до адресата. Со своей стороны, «Лениздат.ру» продолжит следить за ситуацией и надеется, что просьбы руководителей городских изданий не останутся без внимания со стороны властей.