Медиановости
/ Бизнес, Власть

21 апреля 2020 16:34

Росмолодёжь готова потратить 9 млн бюджетных рублей на раскрутку своего YouTube-канала

Федеральное агентство по делам молодежи проводит конкурс на право заключения госконтракта с начальной ценой аукциона – 9 миллионов рублей. Столько Росмолодежь готова отдать за создание и раскрутку своего YouTube-канала с подготовкой для него двенадцати интервью с экспертами и коротких анонсов к ним. Однако условия ТЗ составлены так, что остается непонятным, какие именно видеоматериалы нужны ФАДМ и как исполнители смогут справиться с заданием в условиях коронавируса.

«Живые подписчики» в условиях пандемии

В разгар эпидемии коронавируса Росмолодежь решила, что ей нужен YouTube-канал. Новый. Потому что старый у них уже давно есть – еще с ноября 2011 года. За 8,5 лет существования он набрал 859 подписчиков. Там выложено 520 роликов. Самый популярный из них был посмотрен 20 тысяч раз.

Победитель аукциона, объявленного Росмолодежью, должен будет создать агентству новый канал, обеспечить ему 20 тысяч «живых подписчиков», снять и выложить туда 12 выпусков интервью с экспертами, которые, по условиям контракта, должны будут набрать не менее 100 тысяч просмотров каждый. И все это за три месяца (90 дней) с момента заключения контракта.

Заявка была размещена на сайте госзакупок 30 марта. Напомним, пятью днями ранее президент объявил, что с 28 марта по 5 апреля в стране объявляются выходные. Вскоре они были продлены до конца апреля, однако на условия проведения конкурса это не повлияло. Первоначально аукцион должен был состояться 22 числа. Но незадолго до конца приема заявок сроки были продлены в связи с поступившим от потенциального участника вопроса по оформлению документов. И теперь торги пройдут 29 апреля – заявки принимаются до 8 утра 27-го.

Контракт должен быть заключен в течение 10 дней с момента определения победителя, то есть в последние дни апреля - начале мая. И, соответственно, новый YouTube-канал у Росмолодежи будет готов со всеми подписчиками, новыми видео и просмотрами уже к началу августа. И никаких скидок и поправок на эпидемию коронавируса и связанные с ней ограничения.


Магия цифр

16 апреля Росмолодежь внесла изменения в конкурсную документацию. Формальным поводом для этого слал запрос разъяснений участника конкурса, который просил разъяснить особенности заполнения заявки.

Однако вместе с запрошенными уточнениями в документации появились и другие правки. Самая очевидная из них – это изменение в таблице обоснования начальной цены аукциона. В первом варианте были указаны красивые круглые цифры от трех источников (от трех поставщиков услуг, у которых заказчик запрашивал информацию для расчета начальной цены закупки) – 8 900, 9 000 и 9 100 тысяч рублей. В новом варианте данные из трех источников вдруг изменились и превратились в некрасивые, но как будто более реалистичные – 9 153, 8 927 и 8 920 тысяч. А среднее арифметическое снова – ровно 9 миллионов рублей.

Было

Фото: zakupki.gov.ru
Было

1280x1024_стало.png

Фото: zakupki.gov.ru


«Всячески раскрыть героя»

А карантин тем не менее может существенно повлиять если не на создание канала, его с любого компьютера можно запустить, то на съемку требуемых видеоматериалов.

В ТЗ говорится, что исполнитель должен подготовить дюжину 12-минутных «Выпусков» и 38 одноминутных «Роликов». Ролики – это анонсы выпусков и нарезка процесса их подготовки. То есть фактически основная работа – это съемки 12 выпусков. Однако заказчик довольно условно оговаривает, что они из себя должны представлять.

«Ведущие поднимают темы, касающиеся спикера, задают вопросы, обсуждают ответы, дискутируют, шутят и всячески раскрывают героя Выпуска», - вот, собственно, и все, что сказано о теме интервью. При этом круг спикеров довольно широк. Ими могут быть артисты, спортсмены, политики, чиновники, бизнесмены, общественники, журналисты и блогеры. И что в такой ситуации считать «темой, касающейся спикера»? Политика, например, касаются и новые законы, и патриотическое воспитание, и коррупция, и его личная жизнь.

По ТЗ исполнитель должен в течение пяти дней с момента заключения контракта согласовать список спикеров с Росмолодежью. Очевидно, что к этому моменту у съемочной группы уже должны быть договоренности с экспертами о готовности поучаствовать в записи интервью. Но что будет, если карантинные меры продлятся на май? А если спикер не молод и ему предписано сидеть дома? Или если он сам не захочет выбираться в студию для участия в записи? А ТЗ предусматривает съемки исключительно в студии: «Исполнитель должен предоставить помещение – студию на срок от 60 до 98 часов в Москве (студия должна располагаться не далее 5 км от ТТК в сторону Московской области)». В условиях контракта нет ответов на эти вопросы.

Кроме того, лишь косвенно, из задания изготовить для съемочной площадки гигантские надписи, можно догадаться, что съемки будут проходить в рамках проекта Росмолодежи «Диалог на равных». Он существует с 2017 года. Как сообщают в соцсетях «Диалога» – за прошедшее время проведено больше трех тысяч встреч студентов со спикерами, от блогеров до министров. И с этим направлением у ФАДМ все неплохо – есть 12 тысяч подписчиков в «ВК» и приличное количество просмотров трансляций и записей диалогов, но тоже гораздо меньше запланированных на YouTube 100 тысяч.

Четверо на одного

И еще несколько пунктов госзакупки, которые вызывают вопросы.

Заказчик прописывает условие – четыре интервьюера на одного спикера. Напомним, хронометраж интервью – 12 минут.

Ведущие могут меняться от выпуска к выпуску, всего их может быть до 12 человек. Выбрать их нужно из 50 претендентов (ни больше ни меньше). Кастинг – также обязательное условие. И также в течение 5 дней после заключения контракта необходимо согласовать кандидатуры с заказчиком.

Кроме ведущих, исполнитель обязан обеспечить массовку – от 20 до 50 зрителей на записи каждого выпуска. Если брать по минимуму – 20 зрителей, 4 ведущих, 1 спикер, 2 оператора, 1 осветитель, 1 гример, 1 специалист по работе со спикерами (весь состав съемочной группы также прописан в ТЗ) – 30 человек только тех, кто непосредственно будет контактировать друг с другом в день съемок.

И еще раз – все это будет происходить в Москве, где сейчас запрещено собираться в помещениях группами более 50 человек, где запрещены все массовые мероприятия, где для выхода из дома нужно брать с собой паспорт, а для передвижения на любом виде транспорта получать специальный пропуск, в котором должна быть мотивирована цель поездки. На каком основании гости студии – зрители, а также участники интервью и технический персонал будут получать эти пропуска, чтобы добраться до места съёмок? В Росмолодежи верят (знают?), что уже 1 мая все карантинные меры будут сняты? Или участники съемок будут набираться из числа журналистов, адвокатов, сотрудников Росгвардии и тому подобных специалистов, кому власти города разрешают не получать пропуска?

Конечно, запись программ можно отложить на более благополучные дни, на июнь-июль, когда эпидемия должна все же пойти на спад, а то и вовсе закончиться (хотя точные сроки сейчас не предскажет никто). Но тогда останется минимум времени на монтаж и размещение в интернете. А ролики, не забываем, еще должны набрать не менее 100 тысяч просмотров к концу отведенного заказчиком срока.


Подарки всем

Отдельного внимания достоин пункт ТЗ «Оказание услуг по обеспечению сувенирной продукцией зрителей». Росмолодежь не оговаривает, кто достоин наблюдать за интервью. По сути заказчик может привести любых людей с улицы.  Но при этом каждому должен вручить приличный набор сувениров, в который входят: ланч-бокс, складная бутылка для воды, складная термокружка, чехол для карточек, комплект из пяти фитнес-резинок, блокнот-планер, рюкзак и внешний аккумулятор с функцией обогрева рук. Всего по 360 штук, то есть из расчета 30 новых зрителей на записи каждого выпуска.


1280x1024_coronavirus-4939242_1280.jpg

Претенденты на неблагонадежность

В Федеральном агентстве по делам молодежи не смогли ответить на вопросы «Лениздата», хотя им и был отправлен официальный запрос. Мы попросили прокомментировать конкурс петербургского тележурналиста, в прошлом руководителя телеканалов и главу областного комитета по печати Андрея Радина.

- На мой взгляд, условия, которые указаны в документации к этому конкурсу, изначально заточены под какую-то команду. Учитывая, что это делает Росмолодежь, возможно, под команду юмористической или игровой программы. Кроме того, обращает на себя внимание то, что в техзадании прописаны одновременно и какие-то совершенно незначительные моменты, например, обязательное участие гримера, и в то же время совершенна не указана идеология выпусков, тематика.  Там говорится, что нужно раскрутить YouTube-канал и обеспечить не менее 100 тысяч просмотров каждого выпуска, но непонятно, зачем Росмолодежи все это надо. Абсолютно формальное создание скольких-то программ, размещение их в YouTube и просмотры, а что будет дальше с этим каналом – вообще непонятно. По идее, Росмолодежь должна объявлять конкурс, преследуя какие-то цели, привлечь молодежь к чему-то полезному или, например, заставить ее изучать историю. А тут нет ничего, что объясняло бы необходимость этого проекта. Про что четыре человека будут говорить с одним экспертом? Ради чего тратятся такие деньги?

Что касается денег, то в Петербурге снять хорошую студию с хорошим оборудованием и обеспечить съемочный день можно, по оценке Андрея Радина, примерно за 120-130 тысяч с учетом зарплаты всей съемочной группе. Причем за день можно записывать по два выпуска и таким образом уложиться в шесть смен и меньше миллиона затрат. Даже если добавить 1-2 миллиона рублей на сувениры и еще около миллиона на монтаж, дизайн и запуск канала – все равно, похоже, не набирается 9 миллионов, которые кто-то получит по контракту с ФАДМ.

Либо не получит, если не уложится в сроки или не наберет 100 тысяч просмотров хотя бы по одному из роликов? Авансирование проекта по условиям контракта не предусмотрено. А вот попасть в список неблагонадежных исполнителей вполне реально.


            Отписка вместо ответа

Запрос в Федеральное агентство по делам молодежи «Лениздат» отправил 14 апреля. 20-го пришел ответ с подписью главы Росмолодежи Александра Бугаева, суть которого сводится к тому, что закупка проводится в соответствии с федеральным законом, а если мы являемся участником электронного аукциона, то мы «вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки… запрос о даче разъяснений…». Нет, «Лениздат» не является участником аукциона, мы – средство массовой информации, о чем сообщали в запросе.

- Полагаю, что такой ответ либо является простой отпиской, либо свидетельствует о незнании государственным органом положений законодательства о СМИ, - прокомментировала ответ Росмолодежи адвокат Натэла Пономарева.

Действующее законодательство (ст. 38, ст. 39 и ст. 40 закона РФ «О СМИ») обязывает госорганы отвечать на запросы СМИ. При этом редакция не обязана уточнять, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации. «Запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица».


Елена Ожегова

Теги:  госзаказ