Медиановости
/ Медиасреда, Петербург, Пресса

30 апреля 2020 20:42

Кризис как радиация: мы вынужденно отрастим себе жабры

Больше месяца петербургские СМИ прожили в карантинных условиях: с работой журналистов на удаленке, обвалом рынка рекламы, закрытием газетных киосков и пунктов бесплатной раздачи газет. И все же – обошлось без громких закрытий. Редакции адаптируются. Но все еще с тревогой смотрят в будущее – бюджетные запасы исчерпаны, а когда закончится кризис, никто не берется даже предсказывать.

Первый шок прошел

Санкт-Петербургское отделение Союза журналистов России при участии «Лениздата» в минувший четверг, 29 апреля, собрало руководителей нескольких печатных СМИ Петербурга, чтобы обсудить итоги коронавирусного апреля. Форма встречи уже привычная – онлайн-конференция. Вот и первый итог карантина: чтобы собраться, консолидировать усилия, обсудить проблемы, не надо договариваться за полгода и выверять время – директора и редакторы проводят «летучку» с коллегами и параллельно продолжают решать насущные вопросы – переписываются с подчиненными, отвечают на звонки, заверяют документы.

В начале апреля похожим составом издатели уже собирались. И тогда их опасения и просьбы удалось донести до главы комитета по печати Владимира Рябовола. В чем-то Смольный пошел навстречу, например, разрешив в итоге продажу печатной прессы. Но многие проблемы до сих пор остаются актуальными – это и необходимость платить налоги, и решать проблемы с подпиской и распространением, – и все это на фоне почти замершего рынка рекламы. Но все же, как показала онлайн-встреча, журналисты адаптируются к новым условиям работы.

- Когда все начиналось, всем было непонятно, что происходит. Часть проблем действительно удалось решить. И еще мы все освоили современные технологии – Skype, Zoom, WhatsApp, наши верстальщики верстают из дома, пересылают файлы. Справляемся, хоть и не без труда, но это дает нам и новый опыт, новые возможности, - говорит главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей», председатель Санкт-Петербургского отделения СЖР Дмитрий Шерих.

«Санкт-Петербургские ведомости» прекращали выход печатной версии только в первую неделю «карантинных выходных», после чего вернулись к выпуску в полном объеме и с прежним тиражом.

1280x1024_зум-2.png

В ожидании 12 мая

- За минувший месяц наша управляющая компания «Петроцентр» по согласованию с Комитетом по печати перераспределила тиражи частично из закрывшихся станций метро в ритейл (всего в 143 магазина). И таким образом мы компенсировали аудиторию печатной версии, - рассказал главный редактор официального издания правительства города «Петербургский дневник» Кирилл Смирнов.

По его словам, в редакции сейчас остается только меняющаяся дежурная бригада из трех человек, остальные сотрудники работают из дома. Почти каждый день на сайте выходят онлайн-спектакли, концерты, интервью с должностными лицами и известными петербуржцами и тому подобные мероприятия. 

- Это ведь наша миссия – учреждения культуры сейчас не могут показывать себя на своих площадках, поэтому мы просто обязаны им предлагать интерактивную замену, - уверен Кирилл Смирнов.

Такие культурные трансляции, а также оналайн-интервью с чиновниками, по наблюдениям Смирнова, помогают наращивать число подписчиков в соцсетях. Каждая трансляция приводит до полутора сотен новых участников групп. По сайту «ПД» получил в апреле на 25 процентов больше просмотров, чем в марте.

-  Мы больше внимания сейчас уделяем именно сайту «Петербургского дневника». С точки зрения развития этого направления, у нас хорошие перспективы еще значительнее увеличить трафик. А с точки зрения бумаги – мы в ожидании того, что произойдет 12 мая, будут ли после этой даты открыты все станции метро, МФЦ - наши традиционные точки дистрибуции газеты, - отмечает главред «ПД».

Активизировались потомственные ведьмы

В петербургском «АиФ» свои проблемы с распространением. Только тираж начали восстанавливать после обвала в начале месяца (из-за закрытия газетных киосков), как авиакомпания «Россия» сообщила, что с 1 мая прекращает закупку печатной продукции для распространения на борту. Эта новость наверняка не обрадовала не только «АиФ», но и другие городские издания, которые сотрудничали с авиакомпанией. Кроме того, в апреле значительно сократились поставки и в поезда, так как РЖД уменьшала движение по многим маршрутам, в том числе курсировать оставалось только четыре пары «Сапсанов» вместо 15 в день.

- Мы надеемся, что после ослабления карантинных мер выйдем на докризисный уровень, хотя, конечно, и не сразу. Но спрос есть, читатели трубки обрывают – спрашивают, где найти газету. А главное, что есть спрос на информацию. Это показывает и сайт. Посещаемость выросла почти в три раза. Это говорит о том, что людям нужна проверенная информация, эксперты, одних разговоров в Facebookнедостаточно, - отметила генеральный директор и главный редактор петербургского «АиФ» Алина Клименко. - Что касается рекламы – бизнес тоже начинает приходить в себя. Если в первую неделю все совсем замерли, то теперь появляются запросы, даже входящие – в основном на сайт, но и в газету тоже. Неплохо себя чувствуют банки, есть что сказать компаниям из сферы недвижимости (они защищают свои интересы, пытаются продавить какие-то меры поддержки, и им нужен рупор гласности). И еще сильно активизировались гадалки, экстрасенсы и прочие потомственные ведьмы. Мы категорически не ставим такую рекламу. Это вопрос этики. Такая публика всегда оживает в тяжелые времена, и люди в кризис к ним идут и последние деньги на это мракобесие отдают. «АиФ» против подобной рекламы даже в тяжелые времена, и коллег к этому призываем.


Тем временем

В Петербурге продолжают выходить федеральные, городские и муниципальные газеты. Однако в апреле не вышли районки, за которые отвечает АНО «Санкт-Петербургский Центр Информационной Поддержки». Кроме того, по словам главного редактора газеты Невского района «Славянка сегодня» Александра Селезнева, редакции районок до сих пор не получили денег от АНО за уже выпущенные по госконтрактам в этом году номера.  


1280x1024_coins-948603_1920.jpg

Бесплатные онлайн-спектакли однажды закончатся

- Мы этот месяц прожили, как и все остальные, барахтаясь в плотной концентрации контекста, как в серной кислоте. У нас, как у всех, 9 новостей из десяти было вокруг и около коронавируса, - рассказала директор Северо-Западного филиала «Российской газеты» Анжелика Гурская. – Да, мы легко перешли на удаленные форматы, заранее обкатав платформы для организации удаленного доступа и рабочих коммуникаций. Как у всех, у нас сформировалась история с онлайн-продуктами. Но пока сложно предсказать, перерастет ли эта история в пользовательскую привычку. После карантина изменится многое. К примеру, за время домашней самоизоляции люди привыкли к онлайн-просмотрам кино и спектаклей на сайтах СМИ. Но театры и музеи рано или поздно вернуться к обычному формату, и вряд ли захотят в дальнейшем безвозмездно предоставлять свой контент средствам массовой информации.

По мнению Анжелики Гурской, после ослабления карантинных мер логично ждать уменьшения трафика на сайтах и в соцсетях СМИ. И про то, как не обвалить трафик, надо начинать думать уже сейчас. А руководителям СМИ, судя по всему, уже пора готовиться и к возвращению сотрудников с «удаленки».

- Нам, журналистам, пришлось многое изменить в своей работе. Мы перестали работать с 10 до 19 и начали работать круглые сутки, потому что при работе из дома у всех остается некий психологический дискомфорт от того, что мы вроде как не на рабочем месте. Людям сложно разграничивать личное и рабочее пространство, но при этом хочется показать своему работодателю, что они заслуживаем тех денег, которые им платят, - рассуждает Анжелика, - И в то же время я с трудом представляю, как буду возвращать сотрудников в офис, ведь у них теперь есть золотой аргумент: «Мы же работали из дома, и у нас это отлично получалось». Для руководителей важно проанализировать, а действительно ли у всех получалось отлично.

Ни в «ПД», ни в «Российской газете» в Петербурге, ни в «АиФ» не было вынужденных отпусков и тем более увольнений за прошедший месяц. В «АиФ» и «Российской газете» даже есть вакансии, но их можно будет открыть только после окончания острой фазы экономического кризиса. В «Санкт-Петербургских ведомостях» также обошлись без сокращений, лишь трех «ветеранов» – сотрудников 65+, которым и на улицу выходит нельзя, и дома работать сложно, отправили на карантинный больничный.

Чуть ранее ситуацию прокомментировал для «Лениздата» генеральный директор Metro в Санкт-Петербурге Григорий Матыжев:

- Сокращений у нас нет сейчас. Но если падение рынка продолжится на том же уровне, что и сейчас, если оно продлится не один, а два-три месяца, то, конечно, без оптимизации штата будет тяжело. Хотя надеемся обойтись без этого.

Матыжев отметил, что фактически доходы печатных изданий за месяц сократились на 80-90 процентов. При этом текучка в редакциях должна объективно уменьшиться. Те, кто работают в СМИ, понимают, что в нынешней ситуации переходить куда-то не очень реально.

Умрут те, кто до сих пор на радуге

- Кому-то удалось заранее сгруппироваться и отложить деньги «на черный день», а кто-то не сумел. Обычная история, которую многие СМИ уже проходили в 2008 и 2014-м. Будет ли после карантина снижаться количество СМИ? Скорее всего, да. В любой кризис кто-то умирает, а кто-то – сколачивает капитал. Да, нам удалось сгруппироваться и переформатировать свою работу. Но это итоги лишь первых четырех месяцев года. Спрогнозировать, как пойдут дела в мае или июне – пока сложно, - говорит Анжелика Гурская, но добавляет: - Я воспринимаю кризис как радиацию, после столкновения с которой мы будем вынуждены отрастить себе «жабры» - решить вопросы с дистрибуцией газет, с закреплением удаленных форматов работы, с организацией онлайн-платформ для подписки. Иначе будет не выжить в новом мире. Но кто-то из нас продолжит жить на радуге – они и умрут. Ничего страшного, на их место придут молодые и дерзкие.

С гендиректором северо-западного филиала «Российской газеты» по сути согласен и главред «Санкт-Петербургский ведомостей» Дмитрий Шерих. По его мнению, после кризиса мы недосчитаемся многих изданий.

- Кризис не только у СМИ, и у правительства нет возможности поддержать всех. Можно понять логику властей: стоматологии, кино, рестораны вообще закрылись, а СМИ еще выходят, то есть у них плохо, но не совсем, - считает Дмитрий.

Для многих процессов в медиаотрасли пандемия и связанные с ней запреты, ограничения, сложности станут катализатором. В сфере печатных СМИ может ускориться их «оптимизация». Вряд ли они исчезнут как класс, но многим придется менять подход к работе.

- Печатный формат станет если не элитарным, то аналитическим, обобщающим, - считает Кирилл Смирнов, - Я допускаю, что такой сценарий возможен. Если раньше на «летучках» в редакции я добивался, чтобы эксклюзивы, важные интервью шли в первую очередь в газету, а затем на сайт, то теперь все поменялось: сайт и соцсети первые, а газета обобщает то, что уже вышло.

Примечательно, что апрель петербургские редакции пережили без громких закрытий, не было и волны массовых увольнений. Однако май покажет, каков в изданиях был запас прочности. И издания все так же продолжают надеяться на поддержку городских властей.


Кстати

Одной из опосредованных мер поддержки изданий в кризис может стать увеличение грантов Смольного для НКО на размещение социальной рекламы в СМИ. Это одновременно помогло бы и фондам напомнить о себе, и редакциям получить дополнительные деньги.

На данный момент в проходящем антикоррупционную экспертизу постановлении о выделении таких грантов указан лимит бюджетных обязательств по данной статьей – 8,1 миллионов рублей.


Экономика процесса

По данным комиссии экспертов АКАР Северо-Запад

- в апреле рынок рекламы Петербурга потерял не менее 40% бюджетов рекламодателей.

- потери печатной прессы в краткосрочном периоде апреля могут достигать 65%.

- В сегменте радиорекламы прогнозы на период апрель-май – минус 30-40%.

На онлайн-конференции в середине апреля замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил, что доля СМИ, которые могут покинуть рынок, оценивается примерно в 10-15% от всех действующих. «Процент журналистов, которые останутся без работы, будет сильно меньше. Профессиональные себе работу точно найдут, спрос на них есть, профессиональных журналистов не хватает везде», — считает чиновник.

По данным Алексея Волина:

- «Потери отрасли оцениваются около 100 миллиардов рублей»

- «Подписку и розницу ожидает падение примерно наполовину, это 7 миллиардов рублей»

- Рекламные бюджеты радиостанций сократятся вполовину, до 8 миллиардов рублей при общем рынке в 14-15 миллиардов. При этом на местном рынке реклама сократилась на 80 процентов.

- «Телевизионные рекламные бюджеты могут сократиться на 25-30 процентов», то есть на 40-50 миллиардов рублей.