Медиановости
/ Медиасреда, Петербург

1 июня 2020 21:44

«Сеанс» закончился?

Днем в субботу, 30 мая, режиссер, кинокритик, благотворитель Любовь Аркус написала в Facebook: «Дорогие друзья, я ухожу из фонда "Антон тут рядом". А также из журнала "Сеанс". Все. Силы кончились». У фонда есть директор, попечительский совет, команда волонтеров. Второй человек в журнале шеф-редактор Василий Степанов честно признал в редакционной колонке, что пока не представляет, как «Сеанс» будет жить дальше. «Лениздат» попробовал понять, что случилось.

«Это уже не травля, это дикость»

В мае журнал «Сеанс» отметил юбилей – 30 лет со дня выхода первого номера. Основан он был годом раньше. «”Сеанс” стал журналом критиков и режиссеров первого свободного поколения», - говорится на сайте издания. Инициатором открытия нового журнала о кино была Любовь Аркус, она же оставалась его бессменным главным редактором. Для первого номера «Сеанса» они приберегла и одно из своих самых удачных интервью – с Бродским, записанное чуть раньше в Нью-Йорке.

И вот спустя 30 лет новый «текст»: «Силы кончились», ухожу.

«Пожалуйста, не комментируйте. Я написала это не для того, чтобы вы выражали мне сочувствие. Вот честное слово. Может быть, все, что произошло, изменит общую ситуацию к лучшему: люди поймут, что словом можно убить», - продолжила Аркус недлинный пост.

В тот же день шеф-редактор журнала Василий Степанов в редакционной колонке пояснил: «Происходит это на волне обвинений и ненависти, поднятой в соцсетях… Это уже не травля, это дикость, постулируемая как новая норма. Льют грязь — терпи, клевещут — терпи. Не стерпел? Как же так, ведь ты публичная персона! Какая досада!».

Историческая правда, феминизм, «Дау» и аутисты

Видимая (для тех, кто не входит в узкий круг кинокритиков, общающихся лично) часть травли в последнее время происходила в Facebook. Хотя выяснение отношений началось, очевидно, еще задолго до того, как соцсети стали площадкой публичных разборок.

Отмотав фэйсбучные ленты чуть назад, можно было бы найти пост-триггер, с которого, судя по всему, и развилась вся та ситуация, подтолкнувшая к посту-заявлению об уходе. «Можно было бы», если бы Любовь Аркус сама его не удалила. Но записью выше она объясняет:  «Удалила вчерашний пост. Не успеваю модерировать, и за ночь нападало столько дряни в обе стороны, что сил не было даже ознакомиться.
Теперь коротко о чем шла речь. Совершенно случайно, "зависая" между письмами, звонками, посвященными благотворительному марафону для семей "Антон тут рядом", заинтересовалась автором вполне агрессивного комментария к своему посту про новую жизнь термина "привилегированность". Зашла на страницу. Увидела доклад про "Гендер и холокост"».

К докладу у кинокритика возникли претензии. По мнению Аркус «Автор доклада про гендер и холокост, нарушая историческую правду, подверстывает к массовой стерилизации ментальных инвалидок -- еврейских женщин».

Автор доклада - Элла Россман, как она сама себя представляет – «Феминистская активистка, выпускница Факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, начинающая исследовательница в области гендерной социологии и истории СССР». Элла уверена, что про «стерилизацию евреек» она в своем выступлении не говорила.

Но касательно скандала с Аркус, дело даже не в исторической правде. Эллу Россман поддержала другая феминистка, автор акции «тихийпикет» Дарья Серенко, возмутившись: «Почему Любови Аркус позволительно делать то, что она не первый уже год делает у себя в соцсетях?... Я постоянно вижу, как Любовь унижает моих знакомых и близких из-за идеологических и прочих разногласий. Особенно, конечно, достается феминисткам».

В развернувшейся почти на 400 комментариев дискуссии под этим постом про исторические проблемы гендера и Холокоста довольно быстро забыли. Зато припомнили Аркус, кажется, все, в чем ее обвиняли последние лет 10: особенно прошлись про ситуации с ее противостоянием с выбившимися из классического русла кинокритиками-феминистками Марией Кувшиновой (несколько лет назад успела поработать в «Сеансе») и Татьяной Шороховой, создательницами сайта «Кимкибабадук». Проект появился в августе 2019-го, при этом авторки явно претендуют (и порой справляются) на достойную конкуренцию «Сеансу» и «Искусству кино».

Но тут еще раз придется отмотать назад. Одна из главных, сквозных тем «Кимкибабадук» и постов Кувшиновой в Facebook– разоблачение проекта «Дау» режиссера-постановщика Ильи Хржановского. Основные обвинения касаются сцены изнасилования одной из героинь бутылкой (есть версия, что изнасилование было не постановочное), использования в съемках и «проведении опытов» младенцев, а также в том, что на площадку в 2009 году из Петербурга отправляли трех молодых людей с аутизмом, которых подбирала Любовь Аркус. Фонда «Антон тут рядом» тогда еще не было, но режиссер уже снимала свой одноименный фильм и общалась с семьями, где росли такие дети.

К концу мая в фейсбучной дискуссии снова вспомнили один из постов директора киевского Национального центра Довженко Ивана Козленко, в котором тот писал: «Когда та же Аркус, создательница фонда поддержки детей с аутизмом "Антон тут рядом" и директорка этого же фонда Зоя Попова отправляют детей с аутизмом на съемки "Дау" в Харьков, где происходит случай избиения людей с аутизмом, о чем свидетельствуют участники съемок Гордон и Добкин, вместо того, чтобы попробовать разобраться в ситуации, клеймит Кувшинову лгуньей и посвящает "Дау" целый номер своего журнала "Сеанс"» (при этом сама дискуссия Аркус и Кувшиновой началась десять, если не больше, лет назад). 

По версии самой Аркус все обвинения беспочвенны, участники съемок не пострадали и даже получили удовольствие от поездки и нового опыта. А 29 мая «Сеанс» опубликовал «фрагменты документальной записи, фиксирующей пребывание трех молодых людей с аутизмом на площадке, и комментарии участников съемок».

Но от финального заявления Любовь Аркус это не спасло.

«Здоровье дороже»

«Как будет жить “Сеанс”? Я задаю себе этот вопрос и пока не могу на него ответить. Не представляю, как можно его делать без Любы», - написал шеф-редактор Василий Степанов. 

«На наших глазах уже несколько недель близкого мне человека пытают. И это продолжается только потому, что на этот вид пытки не наложен никакой публичный запрет… Мы все сейчас невольно стали зрителями этого иммерсивного театра. Просто большинство до сих пор думает, что перед ними артисты с заученными ролями, и на сцене по-настоящему никто не умрет. Так вот, мое сообщение, которое я вынес из 15-летнего опыта близкого общения с Любой Аркус говорит: ЭТО НЕ ТАК. Тут, к сожалению, все очень, очень, очень серьезно», - прокомментировал происходящее штатный кинокритик «Коммерсанта» и автор «Сеанса» Константин Шавловский.

Интересна реакция Антона Долина, кинокритика, главного редактора журнала «Искусство кино», у которого не всегда были гладкие отношения с «Сеансом» (хотя проект «Дау» оба издания оценивают примерно одинаково).

«Я не поддерживаю это решение, оно расстроит сторонников “Сеанса” и не особо обрадует (и уж точно не устыдит) противников, а журналу может выйти боком. Но уважаю решение Любы - если оно окончательное - и не беру на себя смелость ее переубеждать. В конечном счете здоровье дороже, а учить других, из-за чего нервничать, а на что не обращать внимания - последнее дело», - написал Долин в одном из комментариев в соцсети.

В апреле вышел 74-й номер журнала «Сеанс». Остается ждать и наблюдать, каким станет 75-й.