Медиановости
/ Конфликты, Петербург

25 августа 2020 16:17

«Денег нет, но мы про вас помним»

В Петербурге группа журналистов собирается через суд выбивать свои зарплаты с «НИИ Пчеловодства» – учредителя трех СМИ: «Карповки», «Русского телеграфа» и портала ART1. Фактическим владельцем СМИ при этом называют группу демонтажных компаний «Размах», которая когда-то была их учредителем. Но в «Размахе» о долгах считают некорректным даже говорить. 

Из строителей в пчеловоды

По данным «Профсоюза журналистов» девять экс-сотрудников «НИИ Пчеловодства» сейчас добиваются выплаты им заработанных денег. Одно заявление уже подано в суд. Еще часть бывших коллег жалуются в трудовую инспекцию и прокуратуру. Кто-то успел проработать в изданиях компании по несколько лет, другие трудились только пару месяцев, но и за них им не заплатили.

Так, Михаил Федорченко работал в агентстве «Русский телеграф» примерно полтора месяца – с конца марта до середины мая 2020 года. «За все время работы в этом СМИ Федорченко не получал зарплату, как не получил и расчёт при увольнении», - сообщают в «ПЖ».

Журналист Ирина Геттингер в «НИИ» пришла гораздо раньше – в 2016 году.

- Я работала в двух изданиях холдинга, сначала в городской интернет-газете «Карповка» журналистом, писала новости, тексты о жизни в Петербурге, и после – в онлайн-портале об искусстве ART1, также журналистом, а затем выпускающим редактором, работала с авторами над текстами о кино, сериалах, музеях, театре, - рассказывает Ирина.
По ее словам, зарплата в редакциях состояла из двух частей – оклад и ежемесячная премия, и выплачивались они дважды в месяц на банковскую карту.

В 2016-м, когда Ирина устраивалась на работу, по бумагам ее приняли в компанию «Размах». Эту фирму можно считать наследницей бывшей «Ассоциации по сносу зданий» предпринимателя Игоря Тупальского. Он же был в числе учредителей СМИ – «Карповки» (с 2011 года) и «Русского телеграфа» (с 2014-го). 

- В 2016 году было примерно то же самое, что сейчас – задержки по зарплате, не очень сильные – 2-3 недели. Кто-то из редакции поднял волну, написал в прокуратуру письмо, пришла прокуратура, руководство всполошилось и решило все систематизировать. До этого не сказать, что было плохо, просто сумбурно и непонятно, - рассказывает бывший главный редактор «Русского телеграфа» Алексей Демин.

«Систематизация» заключалась в том, что в конце 2016-го – начале 2017-го появилась отдельная от «Размаха» и Тупальского компания – ООО «НИИ Пчеловодства», которое и стало учредителем трех СМИ. При этом, по словам бывших сотрудников, по сути ничего не изменилось – редакции остались в тех же помещениях, рядом с офисами «Размаха», их бухгалтерию вели одни и те же люди, зарплату тоже выдавали прежние владельцы.

- Нас путем увольнения перевели из «Размаха» в «НИИ Пчеловодства», по сути, фиктивную организацию, которая была создана специально для сотрудников редакции. Так «Размах» хотел юридически отделить наши СМИ от основного предприятия, чтобы было труднее доказать их связь. На сайтах СМИ не было указаний о принадлежности к «Размаху», нам при разговоре запрещалось такую принадлежность подтверждать. Но для сотрудников редакции после перевода в «НИИ Пчеловодства» ничего не изменилось, - говорит Ирина Геттингер.

Более того, как отмечают экс-журналист «НИИ Пчеловодства», до лета 2019-го практически не было проблем с зарплатой – платили все официально и в срок.


Кстати

Название «НИИ Пчеловодства» – отсылка к творчеству Виктора Пелевина. В его романе «Generation П» главный герой работает в «Институте пчеловодства», так называют организацию, в которой придумывают и создают социально-политический контент для населения страны.


1280x1024_hummel-1353423_1280.jpg

Платили по справедливости, но остались должны

Все изменилось летом 2019-го. Тогда в офис «Размаха» пришли сотрудники ФСБ при поддержке спецназа. Обыск был связан с уголовным делом о мошенничестве при сносе зданий порохового завода на Охте. И хотя дело не было связано с работой журналистов, силовики заглянули и в кабинеты редакций.

- На время разбирательства они забрали все наши документы (трудовые книжки, договоры), заблокировали счета компании. Редакцию перевели на работу из дома. Деньги совсем перестали платить, - говорит Ирина Геттингер.

Другие бывшие сотрудники редакций также жаловались на то, что при обыске у них пропали личные вещи. 

- Я уволилась в августе 2019 по двум причинам: задержки с выплатами ЗП и отсутствие конкретики, когда ситуация нормализуется, и приглашение на работу в другую фирму. На тот момент мне были должны около 90 тысяч рублей. В декабре 2019 компания выплатила половину долга. С тех пор денег не поступало, на данный момент мне должны 45 тысяч рублей.
Еще больше «НИИ» осталось должно бывшему редактору «Русского телеграфа» Алексею Демину. Он тоже собирается в суд, хотя, по его признанию, скорее для того, чтобы просто напомнить бывшим работодателям о долге, а не потому, что нужно кого-то наказывать и клеймить позором.

- Я не в претензиях, и все это не скандал. Просто строительный бизнес, которым занимается группа «Размах», он очень сезонный – зимой контрактов нет, летом их навалом. И я так понимаю, что у Тупальского психотип такой – когда денег много, сразу давайте-давайте, мега-проекты запускает, а когда денег нет, то просто «денег нет, что вы хотите от меня», - объясняет Алексей.

Он уволился из редакции только в мае этого года. И не скрывает, что долгое время был на «той» стороне, сам объяснял сотрудникам, что нужно подождать. Так же ему говорили и вышестоящие начальники: «Денег нет, но мы про вас помним». Алексею летний долг почти погасили к январю. Причем Алексей отмечает, что в бухгалтерии рассчитывались «по справедливости» - платили сначала тем, кто продолжал работать, а затем уже рассчитывались с теми, кто ушел.

Впрочем, в феврале снова начались проблемы с зарплатами. Кроме того, примерно в это же время «НИИ Пчеловодства», судя по всему, решили перевести на самоокупаемость, появился коммерческий директор – Яна Белецкая. Часть сотрудников ушла после этого назначения, не сработавшись с новым начальником. Они также до сих пор не могут получить причитающиеся за отработанные дни деньги.

Трудовая инспекция НИИ пока не заинтересовалась

- В «Размахе» факт долга (как и связь с «НИИ Пчеловодства») нам подтверждать отказываются. На электронные письма, звонки, приходы в офис отвечают общими фразами и не предоставляют подтверждающие долг документы. При этом, исходя из справки 2-НДФЛ, заплата является начисленной. Но, что подтверждает выписка с карты, не выплаченной, - объясняет Ирина Геттингер.

За прошедший с увольнения из «НИИ Пчеловодства» год она обращалась в трудовую инспекцию, откуда, по словам журналистки, ей пришли одни отписки, затем в прокуратуру, которая передала заявление на рассмотрение снова в трудовую инспекцию. Этим летом Ирина обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа для взыскания с работодателя невыплаченных денег.

Экс-сотрудница интернет-газеты «Карповка» Анна Дыранова также попыталась лично передать пакет своих документов с претензией руководству. Но в офисе «Размаха» документы принимать отказались, объяснив это тем, что они якобы не имеют никакого отношения к ООО «НИИ Пчеловодства». Тем не менее, как сообщает «Профсоюз журналистов», ещё в июле Анна получила ответ на свое обращение в прокуратуру, из которого следует, что журналистка, судя по документам, действительно работала непосредственно в ООО «Размах».

Интересы бывших сотрудников «НИИ Пчеловодства» сейчас защищает юрист «Правозащиты Открытки» Анастасия Буракова. Профсоюз журналистов и работников СМИ также официально обратился в прокуратуру Петербурга с просьбой провести прокурорскую проверку по фактам невыплаты заработной платы журналистам в ООО «НИИ Пчеловодства», поскольку в действиях руководства этой структуры, по мнению «ПЖ», содержатся признаки преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ – «невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат».

Мнение

Пресс-секретарь группы «Размах» Екатерина Иванова так прокомментировала ситуацию с невыплатами зарплат бывшим сотрудникам «НИИ Пчеловодства»:

- Как мы неоднократно уже говорили, группа «Размах» выступала основателем упомянутых СМИ и на протяжении всего времени их существования старается оказывать медиаресурсам максимальную поддержку: как путем покупки рекламных площадей, так и путем предоставления, когда им это необходимо, своих ресурсов для работы. Тем не менее, насколько мне известно, они имеют самостоятельную юридическую структуру и редакционную политику и, соответственно, на вопрос о задержках зарплат я не считаю для себя корректным отвечать, так как не владею информацией по данному вопросу. 

Генеральный директор «НИИ Пчеловодства» Дмитрий Гвоздев не стал отвечать на вопрос «Лениздата». 

Елена Михина