30 марта в Петербурге в Доме журналиста состоялся просмотр документального фильма «Презумпция виновности» Дмитрия Степанова, продюсера Правового вещания телеканала «Россия».
Картина рассказывает о судьбах двух молодых парней – ивановского журналиста Андрея Евгеньева и московского студента Никиты Михеенко. Их несправедливо осудили по статье 228 УК РФ за «незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
На мероприятие приехали гости из Москвы: заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий, секретарь СЖР и куратор молодёжных проектов Роман Серебряный, руководитель пресс-службы СЖР Ян Радзевич.
Работа над документальным фильмом и его сюжет
Продюсер фильма Дмитрий Степанов с командой трудились над созданием кино два года. В ходе работы авторы никак не могли определиться, как закончить фильм, но в конце концов решили уйти от «уголовщины» и сконцентрировать внимание именно на человеческой истории – главными героинями стали матери осуждённых ребят.
Создатели показали жизнь родителей, дети которых заключены под стражу, – зрители увидели сборы «передачек», трогательные моменты разговоров через стекло по специальным телефонным аппаратам, долгую дорогу от дома до СИЗО. Со слов матерей мы узнали, какие на самом деле их сыновья, что они делали до ареста, чем занимались и увлекались. Отец Андрея Евгеньева сказал журналистам, что они оспаривают решение суда не потому, что их сын такой хороший, а потому что он не виноват.
Андрей Евгеньев и Никита Михеенко познакомились в СИЗО, разговорились и выяснили, что их истории практически идентичны – одно ОВД, один следователь, одна статья. Были и другие люди, которых после задержания доставили в ОВД «Щукино» и также осудили по статье 228 УК РФ, но они отказались принять участие в фильме – побоялись ухудшения ситуации.
Съёмки происходили прямо в СИЗО, операторов пустили в тюремные помещения общего пользования, где и сняли Андрея и Никиту. Парни рассказывали, что во время допросов в ОВД их избивали, душили, заставляли подписать протокол. Все заявления о применении физической силы к задержанным отделение полиции отклонило.
Находясь под стражей, Андрей и Никита занимались пошивом курток и фартуков. Операторы детально показали процесс, с которым парни сталкивались ежедневно на протяжении многих лет. В конце фильма один из заключённых, журналист Андрей Евгеньев, выходит из-под стражи после отбывания наказания в 3 года колонии общего режима.
Фото: Дом журналиста
Обсуждение фильма и дальнейшие судьбы Андрея и Никиты
После показа прошла дискуссия о просмотренном фильме с участием заместителя председателя СЖР Алексея Вишневецкого и председателя Санкт-Петербургской региональной коллегии Большого Жюри Союза журналистов России Юрия Светова.
Ситуацией Андрея Евгеньева СЖР занимается с декабря 2017 года. Алексей Вишневецкий рассказал, что хоть и в фильме прошлой осенью была поставлена точка, история осужденных парней имеет продолжение:
– Дело Никиты Михеенко прошлой весной было пересмотрено. Я не знаю, в результате ли той шумихи, которую мы устроили вокруг истории ребят, или нет. В итоге 7,5 лет колонии строгого режима Никите заменили на 4,5 общего. Потом, нарушая все свои же правила, через 4 месяца суд рассмотрел прошение об условно-досрочном освобождении и принял решение освободить Никиту. Мы закончили работать над кино-картиной буквально за несколько дней до этого. В самом фильме решили уже ничего не менять. Никита сейчас сложно адаптируется к жизни, а у Андрея это прошло проще – он вернулся на ивановское ГТРК, работает тележурналистом. Там ни у кого не возникло вопросов по поводу его судимости.
Алексей Вишневецкий отметил также, что в фильме не ставилась задача пояснить возможную причину, по которой именно Никиту и Андрея задержали и осудили. Однако, он ответил на этот вопрос после кинопоказа – задержать могли и могут кого угодно. Спикер рассказывает: «По данным нашего расследования, результаты которого мы пока не можем опубликовать, на территории ОВД “Щукино” действовала целая группа людей по фабрикации дел, в которую входили и оперативники, и следователи, и судейский корпус». По словам Вишневецкого, такие ситуации – беспроигрышные варианты для сотрудников ОВД. Они задерживают обычных молодых людей и предлагают им несколько вариантов: сделать «контрольную закупку» наркотиков, дать крупную взятку или «пойти» по статье 228 УК. Деньги просят немалые, как рассказал Алексей Вишневецкий: «До заведения уголовного дела – 1 миллион рублей, до передачи дела в суд – 3 миллиона рублей, а после завершения работ по уголовному делу – 5-7 миллионов рублей. Деньги требуют с родственников задержанных».
Сотрудники полиции, по рассказу спикера, действуют по чёткой инструкции: подкидывают наркотики, берут временно задержанных в ОВД как понятых, а судья «штампует» дела на основе протокола об изъятии наркотических веществ. Адвокатов никто не слушает. «Андрей и Никита оказались одними из очень многих людей» – подчёркивает Вишневецкий.
Зрители спросили у спикеров, могут ли такие фильмы действительно изменить ситуацию в мире. Алексей Вишневецкий отметил, что в одиночку с проблемами не справиться: «Журналистская работа над какой-то конкретной темой не предполагает изменение мира – его меняет общество. Журналист делает свою работу, рассказывая о чём-то, а общество читает, смотрит все выпущенные материалы и программы. Потом принимает некое решение». Председатель Санкт-Петербургской региональной коллегии Большого Жюри Союза журналистов России Юрий Светов добавил: «Всегда в журналистике хочется сделать такую работу, чтобы результат распространился на огромное количество людей. Но здорово, что этот фильм уже двоим помог».
Спикеры в конце дискуссии отметили, что влияние на общество может оказать и распространение информации на разных ресурсах, поэтому призвали всех зрителей поделиться мнением о просмотренном со своими друзьями и в социальных сетях.
Сейчас фильм не размещён в общем доступе. После премьеры в Москве 2 апреля работу опубликуют на YouTube.