Полезное /
Теория и практика

28 мая 2021 21:26

От «сто рублей» до «сто друзей»: как собрать деньги на журналистский проект с помощью краудфандинга

От «сто рублей» до «сто друзей»: как собрать деньги на журналистский проект с помощью краудфандинга

Альянс независимых региональных издателей провёл вебинар для журналистов, редакций СМИ и фрилансеров «Краудфандинг журналистской истории с нуля». Журналисты Агентства новостей ТВ2 из Томска ездят в экспедиции и рассказывают зрителям о различных городах России. Юлия Корнева, редактор и создатель проекта, поделилась опытом, как собирает деньги на поездки с помощью краудфандинга в рамках региональной редакции.

«Когда тебя знает и любит часть зрителей и читателей ­– с этого уже можно начинать», – говорит Юлия Корнева об успешных сборах на поездки в экспедиции со съёмочной командой. Одним из своих секретов журналист считает обратную связь со всеми жертвователями – при монтаже в титрах она указывает тех, кто отправил деньги на экспедицию, чтобы показать, что без этих людей ничего бы не случилось.

Спикер рассказывает, что жертвователей стало очень много ­– они из разных городов России, разного возраста и с разными интересами. «Спасибо Яндекс.Кассе, что она не принимает переводы из заграницы» – отшучивается Юлия Корнева на вопрос об иностранных переводах и риске стать иноагентами. Журналистка также говорит, что мотивация у всех, кто помогает, – разная. В отличие от краудфандинговых платформ по типу Планета.ру, их редакция не посылает взамен сувениры, открытки, фотографии – люди жертвуют деньги просто так, потому что хотят увидеть новые кадры из экспедиций.

Однако спикер выделяет несколько возможных «мотиваторов» перевести деньги:

  1. История родного края или семьи ­– когда люди видят тему экспедиции и поддерживают конкретные мероприятия именно в той местности, откуда они родом или где когда-то жили их родственники;
  2. Желание приобщиться к хорошему проекту – для многих участие в краудфандинговых или благотворительных историях является возможностью для самопрезентации в соцсетях или просто среди круга друзей;
  3. Возможность стать участником съёмок – имена жертвователей попадают в список благодарностей, многие после переводов выходят на связь с редактором и предлагают свои темы, истории и даже помощь.

Юлия Корнева рассказывает, что есть зрители, которые с ними давно, а есть те, кто приходит только на конкретную историю. За два года работы над проектом редакция получила 726 пожертвований – некоторые люди переводили средства 15 раз маленькими суммами, кто-то один раз, но 45 тысяч рублей.

1280x1024_Снимок экрана 2021-05-26 в 12.03.34.png

Ещё одним важным способом взаимодействия со зрителями журналистка считает общение после перевода средств – она не жалеет времени и переписывается с каждым, кто перевёл деньги на проект. Также во время монтажа, когда сбор уже закрыт, Юлия Корнева собирает все аккаунты жертвователей и делает массовую рассылку о результатах работы, после этого завязывается переписка. После такого общения один из зрителей предложил добавить кнопку «Поехать с нами», чтобы была возможность присоединиться к экспедиции. Это не значит, что редакция собирает походы, скорее у людей появляется возможность на каком-то из этапов стать участником съёмки, помочь с транспортом, попав таким образом в съёмочную группу. Юлия Корнева рассказывает, что сейчас у неё есть конкретный список людей, которые готовы в любое время помочь подвезти.

— У нас был один парень, который дважды перевёл деньги, потом принёс к нам в редакцию «болотники» для меня и другой журналистки, потом подкинул тему для проекта. Это была старая мельница, я погуглила и поняла, что никто про это место ещё не снимал. После предложила ему пойти с нами, потому что он недалеко живёт. Так молодой человек практически организовал нам одну из экспедиций. Но до этого результата была проделана большая работа по взаимодействию с ним и с другими жертвователями, – рассказывает Юлия Корнева.

Журналистка подчёркивает, что нельзя рассылать формальные письма, иначе у людей будет ощущение общения с компьютером. Зрители ТВ2 понимают, что с ними переписывается реальный человек, потому что, по словам спикера, только один раз в ответ на сообщение ей пришло письмо: «Я надеюсь, что не с роботом разговариваю».

Юлия Корнева рассказала, что у неё есть список не только людей, готовых оказать помощь с транспортом, но и тех, кто живёт в дальних точках страны и в случае чего может подсказать, где починить машину, остановиться на ночь или просто как лучше проехать до определённой местности. Спикер отмечает, что для многих людей участие в экспедиции не так важно, как участие в съёмках.

– Получается, что поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» начинается в нашем случае как раз со ста рублей, а заканчивается хорошей дружбой, – рассказывает Юлия Корнева.

Важной частью экспедиций является возможность запечатлеть старые деревни в ещё живом состоянии, рассказать о традициях и образе жизни тех, кто живёт в тундре, в глуши, в лесах. Каждая экспедиция ­– это истории людей. Однажды, по словам журналистки, во время поездки в старообрядческую деревню команде проекта удалось воссоединить родственников:

— На видео женщина рассказывает о своей семье и показывает фотографии старообрядцев — деда и дяди из старого уголовного дела. В комментариях к видео написал человек из Краснодара с вопросом о том, кто на фото на 42 минуте. Я ответила, что всё подписано, и забыла об этой истории. А потом оказалось, что на фото был дед комментатора.

Журналистка рассказывает, что не все планы были реализованы. Так, она с командой запланировала поездку в Красноярский край, но их попутчик оказалась ненадёжным человеком – могла спокойно пропасть на месяц, не выходить на связь. Юлия Корнева говорит, что сразу поняла, что с этим человеком она не готова идти в экспедицию, поэтому поездку пришлось отменить. Но многие зрители уже пожертвовали деньги на съёмку этого сюжета. Журналистка переживала, что люди начнут возмущаться, но они, наоборот, поддержали команду и сказали, что отдали деньги с расчётом на то, что проектная группа сама решит, как ими распорядиться. Именно поэтому помимо отдельных краудфандинговых историй на сайте ТВ2 есть возможность поддержать саму редакцию и в целом проект по экспедициям.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"