На фоне ежедневного усиления цензуры и постепенного ограничения свободы слова в России вспоминаем, каково было существовать подпольным общественно-политическим СМИ в СССР. О том, кто считался «иноагентами»в 1960-80-х годах и какое издание сформировало феминистское движение в России — в новом материале.
«Борьба за права человека в СССР продолжается»
Подавляющее число самиздатовской периодики состояло из литературных альманахов или журналов. Это обуславливалоськак преимущественно интеллигентским составом диссидентства, так и относительной безопасностью обсуждаемых в этой прессе вопросов. Однако среди подпольной периодики существовало и одно сугубо новостное издание – бюллетень «Хроника текущих событий».Он был создан в 1968 году группой советских диссидентов во главе с правозащитником Петром Якиром и поэтессой Натальей Горбаневской.
Фото: Обложка первого выпуска «Хроники текущих событий»
Поводом для создания «Хроники»стало посвящение ООН 1968 года вопросам прав человека. В Советском Союзе эта инициатива была поддержана на высоком государственном уровне – практически сразу ЦК КПСС согласился отметить Год прав человека серией докладов и газетных статей. Однако партийные обещания расходились с реальной ситуацией в СССР – 8 января 1968 начался громкий судебный процесс над активными авторами самиздата Александром Гинзбургом, Юрием Галансковым, Алексеем Добровольским и Верой Лашковой. За свою публицистическую и литературную деятельность трое участников дела были приговорены к лишению свободы на срок от двух до семи лет. Лицемерие советского правительства, а также грубое нарушение прав человек объединило советских диссидентов в идее создания правозащитного издания, каким и стала «Хроника текущих событий».
Информационный бюллетень выходил дважды в месяц и представлял из себя небольшую машинописную книжечку, разделённую на две части. Первая из них посвящалась описанию главных, по мнению редакции, политических событий, вторая – состояла из постоянных тематических рубрик: «Аресты, обыски, допросы», «Внесудебные преследования», «В тюрьмах и лагерях»и др. Со временем первоначальная рубрикация расширялась из-за увеличивающихся масштабов репрессий – появились, например, разделы «Преследования верующих», «Преследования крымских татар»и «Репрессии на Украине».
Отличительным стилем издания была его нарочитая безэмоциональность. Составители бюллетеня старались избегать оценочных суждений и делали упор исключительно на факты, о чем открыто заявляли читателям:
«“Хроника”изо всех сил стремится к спокойному и сдержанному тону. К сожалению, материалы “Хроники”вызывают эмоциональное отношение, которое невольно пробивается и в тексте. “Хроника”прилагает и будет прилагать силы к максимальному сохранению строго информативного стиля, но не может ручаться за полный успех». (Источник: Приложение к «Хронике текущих событий», № 8)
Несмотря на то, что в рамках советского законодательства «Хроника текущих событий»считалась легальным изданием, за её распространение редакционный и авторский составы неоднократно подвергались репрессиям. Так, например, из 12 выпускающих редакторов в разные годы были арестованы и отправлены в ссылку четверо, ещё трое были высланы из страны, а одна из основательниц бюллетеня, Наталья Горбаневская, была на 3 года принудительно отправлена в психиатрическую больницу. Однако даже государственное давление не смогло остановить выпуск «Хроники»– издание без финансирования выходило на протяжении 15 лет и сформировало вокруг себя крупное правозащитное движение в СССР.
«Из-за этого я мог погибнуть»
Политические вопросы в диссидентской периодике обсуждались не только в новостных изданиях – иногда об этом писали и в журналах, наиболее любопытныйиз которых –«Политический дневник».Он ежемесячно издавался с 1964 года историком Роем Медведевым.
Фото: Первое зарубежное издание «Политического дневника»
На первый взгляд журнал не казался уникальным – издавался в типичном для подпольной периодики формате машинописной книжечки и состоял из своеобразных «конспектов»документов ЦК КПСС,информационных сводок о событиях общественной жизни, сокрытых от советского общества,аналитических статей об экономике и марксистской философии. Изредка в «Дневнике»печатались запрещённые литературные произведения и отрывки из исторических работ самого Медведева.
Отличался же журнал от другой периодики двумя вещами. Первая – невероятно маленький, даже для самиздата, тираж (от 5 до 12 копий). Делалось это автором намеренно для обеспечения безопасности издания и сохранения конспирации:
«Для чтения бюллетеня мои товарищи приходили ко мне домой, так же как и в другие дома, где хранились комплекты „Политического дневника“. <...> Мы сознательно сужали возможности политического влияния нашего журнала, но зато сохранили для него возможность существовать и развиваться». (Источник: Р. Медведев «Как создавался „Политический дневник“»)
Второй отличительный признак – это источники информации, на которые опирался РойМедведев при составлении «Дневника». Благодаря своим близким знакомствам с важными партийными функционерами историку изредка даже удавалось публиковать в журнале секретные документы ЦК КПСС. Предоставлением подобной информации для «Политического дневника»обычно занимался ответственный работник журнала «Коммунист» Фролов.
Благодаря мерам предосторожности журнал смог выходить на протяжении шести лет. Однако осмотрительность автора не спасла его от обысков и исключения из КПСС за антисоветскую деятельность в 1970 году. Опасаясь продолжения репрессий, Рой Медведев был вынужден прекратить издавать «Политический дневник».
«Мы разрушали лицемерие»
Существенным минусом подпольной периодики всегда была её слабая заинтересованность социальными вопросами. Обеспокоенная этим часть ленинградского диссидентства решила восполнить пробел в 1979 году и создала альманах «Женщина и Россия».
Фото: Титульный лист альманаха«Женщина и Россия»
Авторами машинописного издания стали писательница Наталия Малаховская, философ Татьяна Горичева и художница Татьяна Мамонова. На страницах альманаха обсуждались уникальные для того времени темы и проблемы – аборты, домашнее насилие, потребительское отношение мужчины к женщине, тяжёлый быт.
Выход первого номера «Женщины и России»моментально привлёк к себе внимание советских спецслужб, которые усмотрели в публикациях разрушение имиджа Советского Союза как страны победившего равноправия. Вследствие этого производство альманаха остановилось на первом же номере, а все авторы, причастные к нему, были принудительно высланы из страны или арестованы.
Однако колоссальный резонанс, который произвёл альманах в диссидентской среде, остался в памяти читателей. Уже спустя год в самиздате начал печататься женский журнал «Мария», объявивший себя идейным наследником «Женщины и России», а спустя десятилетия многие авторы этих изданий стали основателями и активистами современного феминистского движения в России.