В подкаст-студии «Две дорожки» прошла лекция «Говорящие расследования: классическая аналитика в аудиоформате». Спикером встречи стала Анастасия Романова – главный редактор и продюсер подкастов молодёжного медиа «Развилка», а также корреспондент портала MR7.
Анастасия рассказала о том, как строится классический журналистский жанр расследования и откуда берутся темы для текстов. Спикер также разобрала виды расследований и поделилась актуальными для жанра приемами сторителлинга. Важной частью встречи стал разбор самых известных американских подкаст-расследований – на их примере участники встречи разбирали, как оформить расследование в аудиоформат.
Какие есть виды расследований?
Спикер изначально определила жанры, на которые можно разделить журналистские расследования.
Новостные:
- хроника;
- заметка;
- репортаж;
- интервью;
- корреспонденция;
Публицистические:
- колонка;
- фельетон;
- очерк;
- памфлет;
- зарисовка;
Аналитические:
- комментарий;
- рецензия;
- статья.
Анастасия Романова говорит, что «в журналистском расследовании автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления с точки зрения закономерностей, которые лежат в их основе».
Спикер также разделяет расследования по тематике – политические, исторические, социальные, экологические и т. д.
Как определить тему?
Для определения темы спикер лекции советовала перед началом работы задать себе определённые вопросы: что и как происходит со мной? Что и как происходит с моим
окружением? Что и как происходит в районе/городе/стране?
В журналистской публицистической работе главное – отразить верно свою изначальную мыль, так как часто бывают тематические повороты «не туда». Для того, чтобы сделать качественный продукт, нужно включить в него:
- личный опыт, собственные эмоции и переживания (моя история);
- опыт и переживания друзей и знакомых через мою призму (рассказы, байки, семейные архивы);
- процессы и явления через мою призму, призму участников и экспертов (новости, статистика, социологические исследования).
Анастасия Романова также считает, что любой текст должен отвечать на вопросы: о чём я пишу? Зачем я об этом пишу? В чём уникальность моего высказывания? Для кого я об этом пишу? Зачем им то, что я пишу? Чего я жду от того, что пишу? Для того, чтобы текст получился хорошим, нужно определить его гипотезу перед началом работы, найти источники информации для её проработки, собрать и структурировать доказательства, а также сформулировать выводы и предложить решения проблемы.
В структурном плане спикер выделила несколько вариантов – от частного к общему, от общего к частному, по ходу событий, вокруг проблемы, человека или явления. Анастасия выразила всё это в схеме, с которой можно ознакомиться ниже.
Фото: Презентация Анастасии Романовой
Какие бывают доказательства?
В каждом расследовании есть доказательства изначальной гипотезы или опровержения поставленному тезису. Спикер лекции выделяет несколько видов доказательств – «живые» и «бумажные».
К «живым» относятся герои – очевидцы событий, участники ситуации, пострадавшие, близкие люди центрального героя, сторонние наблюдатели, носители. Найти их можно несколькими способами:
- личный контакт;
- через «рукопожатия»;
- социальные сети,
- форумы (особенно TikTok и Facebook);
- организации и общественные объединения;
- журналистские тексты и материалы.
К «живым» также относятся эксперты – специалисты в определённой области (врачи, юристы, зоологи), блогеры или журналисты, которые давно работают с проблемой, дипломированные профессионалы, чиновники. С ними можно связаться примерно такими же способами, но помимо этого есть и другие варианты:
- сайты компаний и фирм;
- сайты учебных заведений;
- сайты учреждений культуры и искусства;
- профильные комитеты;
- организации и общественные объединения.
К «бумажным» относят архивные документы, лабораторные заключения, судебные решения, научные исследования, посты и переписки в социальных сетях, журналистские материалы.
Как удержать аудиторию?
Расследование может зацепить темой или форматом, но для того, чтобы удержать читателя или слушателя до финала истории, нужно грамотно выстроить сторителлинг так, чтобы аудитория ждала новой фразы или нового абзаца с нетерпением. Анастасия Романова предлагает несколько вариантов, как можно завлечь и удержать читателя или слушателя:
- Описание «боли» – проблемы;
- Описание «счастья» – решения проблемы;
- Смена планов в повествовании (деталь, крупный, средний, общий, дальний);
- Обобщение и фельетонизация;
- Разорванный сторителлинг для создания интриги;
- Характеристика героя через действие;
- Диалогизация.
«Важно создать симбиоз жанров и приёмов публицистики и аналитики. Статья-расследование – “большой текст”, “простыня”, который не будут читать без ярких человеческих историй и репортажных вставок», – говорит спикер.
Анастасия Романова также привела пример своего расследования, опубликованного в медиа «Развилка» – «Почему массово задерживают музыкантов в Петербурге?». В тексте автор описывает ситуацию с изменением закона, с задержаниями уличных артистов, с проблемами, которые существуют вокруг этой истории. Спикер отмечает, что расследование представлено не одним текстом, а циклом материалов – публикация на сайте, карточки с цитатами для социальных сетей и видеоролик с подробным описанием законопроекта, из-за которого и начались задержания.
Фото: Презентация Анастасии Романовой
На вопрос Лениздата о том, нужно ли переносить расследования в аудиоформат, Анастасия Романова ответила, что в этом нет необходимости, однако такой вариант может стать хорошим решением:
— Во-первых, расследование – это достаточно большой и объёмный текст, который часто бывает полифоническим и многоголосым – в нём масса реплик от различных людей и инстанций. Именно поэтому на слух расследование будет восприниматься хорошо. Голос мы идентифицируем с личностью лучше, чем просто какой-то безличный текст. Достаточно сложно передать на письме то, как действительно говорит человек, расследование – это ведь не публицистический роман. Важно также, что такие материалы – это большие тексты, на которые не все найдут время и терпение, чтобы прочитать. А вставить в уши наушники, пока идёшь до метро или занимаешься домашними делами, – это намного комфортнее. Но тем не менее, мне кажется, что к любому аудиорасследованию может идти визуальная часть с цифрами, инфографикой, фотографиями.