Мнения /
Блоги

30 июня 2021 19:08

Журналистика и благотворительность – как связаны эти понятия

Журналистика и благотворительность – как связаны эти понятия

Сегодня благотворительность прочно вошла в нашу информационную повестку. Однако ещё недавно многоуровневая система связей исключала у людей мысль о том, что можно помогать кому угодно, даже если не знаешь человека лично. Одними из первых, кто стал транслировать мысль о взаимопомощи, стали журналисты. Это произошло по простой причине: через СМИ о проблеме узнают больше людей.

Ещё в XVIII веке были организованы первые фонды помощи. Сегодня реклама в метро о «героях-донорах», благотворительные акции и информационные публикации о фондах, их подопечных и новых проектах в этой области стали привычным явлением.

Тему благотворительности журналисты освещает давно, её поднимали ещё в XVIII веке. Историк и исследователь русской журналистики Людмила Громова, описывая историю благотворительности XVIII-XIX веков, обозначает специфические тенденции в журналистике: «На протяжении всего периода становления и развития российской журналистики благотворительность была одной из составляющих деятельности редакторов и издателей». Так, Николай Новиков помимо издательского дела занимался меценатством – помогал нуждающимся так же, как сейчас это делают сегодня бизнесмены или руководители крупных организаций.

Для помощи пострадавшим во время Отечественной войны в 1812 году в Петербурге была создана газета «Русский инвалид», которая за счёт продажи выпусков в розницу организовала фонд помощи вдовам и сиротам погибших солдат, а также инвалидам. В годы войны советские граждане участвовали в сборе средств для фронта. Тогда в сознании людей по-новому сформировалось понятие взаимопомощи, несмотря на то, что пожертвования шли на государственный счёт.

В период перестройки в стране был подъём политической активности, гласность и широкая свобода слова. Журналистка Айнура Алиева пишет о состоянии телевидения в период перестройки: «Гласность заключалась в существенном ослаблении цензуры: снятии запретов на обсуждение острых политических вопросов, освещении “закрытых” тем советской истории, раскрытии недостатков, мешавших реализации “потенциала социализма”, но под контролем партии ЦК КПСС».

Благотворительность в период активной пропаганды социалистических ценностей в том виде, в котором мы понимаем её сегодня, практически отсутствовала. Общество того периода воспроизводило образ идеального, здорового, трудолюбивого человека без вредных привычек, который готов работать на благо государства. Так, среднестатистический советский гражданин мог и не увидеть за целую жизнь ни одного инвалида, который бы свободно передвигался по городу или ехал с ним в одном автобусе.

На перестроечный период пришлось образование нескольких благотворительных фондов, основанных, по сути, с подачи государства, но финансируемых инициативным населением. Например, «Фонд культуры», «Детский фонд» и «Фонд милосердия и здоровья», направленные на поддержание инициатив или финансовое обеспечение проблемных ситуаций в сферах культуры, детских домов и здравоохранения. В годы перестройки власти признали необходимость предоставления возможности гражданам участвовать в социальной взаимопомощи. Это был не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества.

Тема благотворительности в 1990-2000-е годы перестала быть табуированной, но ещё не стала такой животрепещущей, как сегодня. Хотя журналисты снимали сюжеты социальной направленности. В программе «600 секунд» на ленинградском телевидении в 1990-1993 годах рассказывали про людей с инвалидностью, бездомных, ветеранов Афганистана, детские дома. В программе «Паноптикум» в 1995 году Александр Невзоров говорил о девочке, которая пострадала при пожаре и которой нужна помощь.

В 1996 году был основан Русфонд (Российский фонд помощи) по программе Издательского дома «Коммерсантъ» для оказания поддержки авторам писем с просьбой о помощи в газету. Деятельность по сбору средств происходила через СМИ, то есть сам фонд не являлся самостоятельной финансовой организацией. Впервые слово «благотворительность» и «фонд» были упомянуты рядом в газете «Коммерсантъ» в 1997 году. В материале была описана деятельность Русфонда и представлен список семей горняков, погибших на шахте «Зыряновская». Русфонд с помощью газеты изначально призывал жертвовать не читателей, а рекламодателей и чиновников.

В 2005 году был организован первый крупный благотворительный концерт «Подари мне жизнь», но журналистам эта идея показалась «вызывающей». Организаторы мероприятия писали и звонили в приёмные многих телеканалов и газет с просьбой прийти и снять концерт, владельцы СМИ и редакторы или просили писать официальное письменное обращение и ждать, или сразу отказывали. Журналистка Катерина Гордеева, которая в тот год работала на телеканале «НТВ», описывает в своей книге «Время колоть лёд» эту ситуацию так: «Это две тысячи пятый год. Рак – табуированная тема. <…> Благотворительный концерт тогда не был обычной, принятой формой привлечения общественного внимания. Подобное мероприятие вызывало скорее осторожное сомнение в чистоте помыслов организаторов». И хотя на тот концерт пришли по своей инициативе Владимир Познер, Оксана Пушкина и Катерина Гордеева, новостных сюжетов не было.

О благотворительном фонде «AdVita», основанном в 1998 году, впервые упомянули на телевидении в 2008 году на телеканале «100TV» в программе «Школа милосердия». Ведущий Антон Токарев пригласил Павла Гринберга, Марию Славянскую и Ирину Сигачеву – они рассказали об истории фонда, о донорстве, о возможности помочь.

Первым крупным проектом на телевидении на тему онкологии, смерти, болезни и возможностей лечения был трёхсерийный фильм «Победить рак», выпущенный в 2012 году телеканалом «НТВ». Это эпизоды про благотворительные фонды, личные истории известных людей, столкнувшихся с онкологическими заболеваниями, для привлечения внимания к проблеме – сюжеты, в которых впервые на телевидении заявили, что рак можно вылечить.

Сегодня ситуация с благотворительностью обстоит иначе – всё чаще в СМИ мелькают истории людей, которым нужно помочь сбором одежды, еды, строительных материалов, денег. Быть в этой теме сейчас – почётно и модно. Поэтому многие оформляют регулярную подписку на пожертвования в различные фонды или адресно реагируют на истории о нуждающихся.