Полезное /
Теория и практика

28 сентября 2021 20:49

Тема миграции в СМИ: как этично писать о «приезжающих»

Тема миграции в СМИ: как этично писать о «приезжающих»

Общественное сознание формируется и воспроизводится через СМИ. В рамках информационного поля выстраивается общественная модель, механизмами которой становятся стереотипы, предубеждения и даже фобии. Непостоянность и динамичность медиасреды провоцируют напряжение в обществе, замедляют процессы социальной мобильности и адаптации. Тревога перед принятием «нового» осложняет естественное осмысление реалий общественного строя. СМИ могут усилить дестабилизацию общественной психологии или повлиять на формирование толерантного поведения и адекватного восприятия демографических изменений.

Прогноз Росстата по миграции на период 2020-2036 гг. допускает увеличение численности прибывших переселенцев на 32-70%. Таким образом, если ориентироваться на вариант наиболее высоких показателей, миграционный прирост в 2035 году может составить от 100,5 до 462,5 тыс. человек. Российское общество продолжит путь социально-культурной трансформации. Но как обществу подготовиться к такому приросту? С помощью СМИ, которые пишут про мигрантов новости, репортажи, расследования и интервью.

Читатель журналистских материалов ассоциирует мигранта в первую очередь с человеком, чьё бедственное положение заставляет его заниматься только тяжёлым физическим трудом. Также из-за того, что в материалах СМИ часто обобщается единый образ мигранта, аудитория воспринимает упоминание темы как рассказ о «нелегалах», вовлечённых в запрещённые организации. Когда журналист подчёркивает изнуряющие условия жизни, аудитория видит героя как социально ограниченную личность. Сложность привлечения внимания к проблемам мигрантов в российских медиа заключается в том, что представление о героях текста получается обобщённым, основанным на едином восприятии всех людей, относящихся к этой категории.

Социальные условия, в которых находятся мигранты и беженцы, привели к тому, что журналисты неосознанно внедряют в свои тексты этностереотипы. Использование определённых слов может привести к тому, что журналист некорректно интерпретирует ситуацию. Обобщение стало проблемой для привлечения внимания читателей. Это является главной причиной дегуманизации СМИ. Это следствие процесса размытия социально обусловленных границ, что вызвано «глобализацией массмедиа, приводящей к унификации медийного стандарта, что порождает новые, подчас неожиданные, формы массовой культуры».

Дегуманизация в тексте – это ситуация, в которой автор говорит об отдельной социальной группе. В случае беженцев события рассказываются не как о героях материала, а как об условной стихии. Задача дегуманизирующей лексики - представить миграцию, как природный катаклизм, который сносит всё на своём пути и разрушает жизнь людей.

На фоне общего контекста материалов в СМИ внимание привлекает обезличенность их образа. Общий образ принимающей мигрантов страны выступает в роли «благодетеля», а мигранты, наоборот, обезличиваются, предстают в виде неодушевлённой массы, рабочей силы. Это вызывает чувство тревожности и угрозы у аудитории.

Следующее частое явление, которое осложняет эффективность в привлечении внимания к проблемам мигрантов, – чрезмерный драматизм. То, что о мигрантах и беженцах пишут как о жертвах, – следствие попытки сподвигнуть людей к благотворительности. Потому что если по масштабу событие не дотягивает до катастрофичности, его необходимо усилить информационным давлением, включением очевидцев, свидетелей, криками и репликами, постановочной картинкой.

Материалы о мигрантах и беженцах часто сводятся к описанию трагической судьбы, трудностей тяжкого труда и несоизмеримой ни с чем утраты близких или дома. Чаще всего это описание ситуации, которая никаким героем дословно не будет рассказана. Но употребление в тексте детального описания трагедии и жестокости способствует эмоциональному воздействию на читателя.

Миграция тесно связана с проблемами культурной и личностной адаптации, в процессе которых значимую роль играют СМИ. Посредством СМИ этнические мигранты формируют собственное представление о нормах взаимоотношений и культурных стандартах в принимающей среде. Ввиду тревожной повестки в отношении процесса миграции группы мигрантов демонстрируют ответные социальные реакции: конформизм, ретретизм и даже бунт.

Медиаповестка в отношении мигрантов должна быть лояльной и толерантной – чтобы в меньшей степени провоцировать у читателя чувство тревоги и социальной напряжённости. Для того чтобы способствовать укреплению толерантной идеи мультикультурного и партнёрского взаимодействия между мигрантами и «принимающим населением», журналистам можно:

  1. обосновать повествование на тему миграции научными фактами;
  2. избегать использования необоснованных статистических показателей;
  3. снижать до минимума драматические и лирические элементы повествования;
  4. развивать материал, который будет основан на индивидуальной истории единичного героя;
  5. отказаться от паническо-алармической лексики, относящейся к трактовке слов стихийного характера;
  6. расширять применимые форматы и привлекать аудиторию к проблеме, используя мультимедийные инструменты.

СМИ способны, меняя повестку, которая презентует процесс миграции однобоко, влиять на улучшение процесса адаптации и интеграции людей. Чем менее тревожными, эмоциональными и пугающими будут материалы о мигрантах, тем благоприятнее будет «принимающая среда». Преодоление последствий ценностных расколов общества, существенная часть которого ориентирована на материальное обогащение и поддерживаемые СМИ стандарты потребления, – основа бесконфликтного толерантного общества будущего.

Образ мигранта в современных СМИ основан на оценках, стереотипных представлениях и ассоциациях. Социальные предубеждения в отношении мигрантов направлены, в первую очередь, на формирование выгодной для редакционной политики повестки. Чаще всего в СМИ рассматриваются три наиболее актуальных социально-психологических аспекта миграционной проблематики: взаимоотношения между мигрантами и принимающим населением, криминальная ситуация в среде этнических мигрантов и нововведения в контексте развития интеграционной политики. Односторонняя трактовка тем приводит к тому, что стереотипы о мигрантах с каждым годом усиливают социальное напряжение.

Анастасия Филатова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Другие материалы рубрики "Теория и практика"