Полезное /
Теория и практика

19 октября 2021 21:04

Человек важнее статуса: как СМИ формируют восприятие мигрантов

Человек важнее статуса: как СМИ формируют восприятие мигрантов

На формирование образа мигрантов в сознании людей влияют СМИ. Всё чаще главным препятствием для борьбы с дискриминацией считают «стигму» – это то, что отличает одних людей от других: определённые атрибуты, особенности, ценности. Она связана с отчуждением людей разных социальных групп. В переводе с греческого языка «стигма» – клеймо. И из-за негативного представления приезжих «мигрант» – это не статус, а именно клеймо. Представители приезжего населения боятся говорить открыто об индивидуальных трудностях, демонстрировать эмоции и просто просить о помощи.

Впервые о важности борьбы со стигмой заговорили на Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН в 2001 году: дискриминация на основе ВИЧ-положительного статуса была признана нарушением прав человека. Сегодня стигматизация – регулярное явление, особенно это касается мигрантов.

Стигматизированная и стереотипизированная модель дискриминации приезжающих в Россию людей препятствует развитию идеологии поликультурного общества. «Клеймение» прибывшего населения с «багажом» индивидуальных культурных и поведенческих традиций становится причиной социального разобщения, расслоения общества, деления на «свой» и «чужой».

По мнению исследователей психологии адаптации Татьяны Смолиной и Аллы Мельниковой, искоренение из общественного сознания стигмы «мигрант» с помощью работы с интеграционной политикой может повлиять на укрепление доверительных отношений – снизить рост преступности и избежать ситуаций ущемления прав мигрантов при трудоустройстве.

СМИ формируют современные установки – из-за этого отдельным этническим группам мигрантов могут приписывать определённые возможности и убеждения. Так, через призму общественной оценки таджик этнически приспособлен только к низкоквалифицированной работе, а чеченец способен решать конфликт только путём насилия.

Также из-за влияния СМИ появляются различные стереотипы. Людям пытаются рационально объяснить дискриминацию, оправдывая негативное отношение к тем, на кого навешивают ярлыки СМИ и их аудитория. ним. Например, в СМИ визуальное сопровождение к новостям про мигрантов чаще всего – просто фотографии рабочих. Это формирует у аудитории убеждение, что мигранты могут работать только «чернорабочими», потому что на территории России их чаще всего репрезентуют именно так – в качестве трудового подкрепления.

Также СМИ транслируют мнение о том, что мигранты не владеют русским языком и не имеют профессиональных квалификаций. На фоне общественной неприязни можно подумать, что все мигранты имеют неопрятный внешний вид, так как они зарабатывают физическим трудом, живут коллективно и не имеют нормальных условий для соблюдения личной гигиены. Но такие «ярлыки» – далеко не всё, с чем приходится ежедневно бороться приезжающим людям. Чаще всего стереотип «мигрант» включает в себя несколько понятий:

  1. имеет неряшливый внешний вид;
  2. преимущественно представитель Кавказа или Средней Азии;
  3. переносит опасные заболевания;
  4. не имеет образования и профессиональной квалификации;
  5. работает в качестве чернорабочего;
  6. плохо знает русский язык;
  7. не уважает «наши» правила поведения, обычаи и культуру;
  8. берётся за любую работу, даже самую тяжёлую и грязную, готов трудиться за маленькую зарплату и получать деньги через «чёрную» кассу;
  9. вытесняет русских с рынка труда и способствует снижению уровня их зарплаты;
  10. склонен к коллективизму и сплочённости – это приводит к формированию этнических криминальных группировок;
  11. создаёт острые социальные проблемы, обостряя обстановку в российских городах и сёлах;
  12. способствует оттоку денег в страны СНГ.

Образ формируют сами журналисты, а затем аудитория транслирует похожие мысли в комментариях. На формирование образа мигрантов медиа влияют довольно сильно. Так, в СМИ «Национальный акцент», «МигрантМедиа.ру», «Сноб», «Лента.ру», «Новая газета», «Вести.ру», «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Фонтанка» в новостных заметках могут встречаться слова, которые связывают проблему миграции со стихийным бедствием. Живых людей олицетворяют как проблему, с которой необходимо бороться. Журналисты употребляют слова «волна», «поток» и «наплыв», хотя такие природные катаклизмы подразумевают обычно какое-то разрушение. Паническое настроение формируют и «яркие» заголовки, в которых встречаются слова «вторжение», «нашествие», «полчища», «жёлтая волна».

Журналисты, создавая резонансные материалы и новости о мигрантах, провоцируют пользователей высказывать свои негативные мысли в отношении конфликта в материале или сразу про всех приезжих в Россию людей. Это только укрепляет в сознании участников споров стереотипы и клишированные установки о мигрантах.

Многие мигранты сидят в соцсетях и видят комментарии, которые пишут граждане нашей страны (а иногда и сами приезжие) в отношении героев новостей про приезжающих людей. Их это может задеть. В таких случаях можно обратиться за помощью к специалисту. Подготовленный психолог может помочь человеку, столкнувшемуся со стигматизацией и дискриминацией, пересмотреть свою жизнь. Принятие собственной уникальности помогает двигаться в сторону позитивного будущего.

Открыты также горячие линии для мигрантов – сотрудники говорят на русском, узбекском, таджикском и киргизском языках. Обращаться за помощью можно по телефонам: +7 (495) 778-3288, +7 (963) 997-4210, +7 (926) 130-7500. Горячая линия работает с 8.00 до 23.00 по будням и с 9.00 до 21.00 в выходные дни. Также по вопросам пребывания в стране можно получить консультацию по телефонам: +7 (963) 997-42-10, +7 (926) 130-75-00. Линия работает каждый день с 08:00 до 20:00.

Для того чтобы правильно подать информацию о мигранте, можно рассказать его индивидуальную историю и обосновать факты аналитическими и научными материалами. Такая подача информации может способствовать эффективному формированию этического и культурного контакта между читателем и СМИ. Условия, при которых расширяется кругозор, зависят от взаимопонимания между людьми различных национальностей и различных социальных положений.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Анастасия Филатова


Другие материалы рубрики "Теория и практика"