Медиановости /
Медиасреда, Петербург

30 октября 2021 12:56

«Кладовая эксклюзива»: как проходят занятия Школы межэтнической журналистики

«Кладовая эксклюзива»: как проходят занятия Школы межэтнической журналистики

В Петербурге уже пять лет проходят занятия Школы межэтнической журналистики, где учат писать материалы и снимать сюжеты, в которых упоминается национальность героя, а также освещать вопросы национального многообразия и межэтнических конфликтов. Участники Школы разбираются, как упоминание национальности в материалах СМИ влияет на отношение к мигрантам в России, что интересного в свадебных обрядах ненцев и как готовят чак-чак в разных частях Башкортостана. Встречи проходят раз в неделю в Доме журналиста.

Принять участие могут все желающие абсолютно бесплатно – нет возрастных ограничений, требования журналистского образования. Сам проект Школы реализуется Гильдией межэтнической журналистики и проходит в 27 регионах России. Руководитель петербургской – Егор Королёв, преподаватель «Высшей школы экономики» и бывший преподаватель «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ. Он считает, что межнациональная тематика – кладезь эксклюзивных тем:

— Я никогда раньше отдельно не писал на эти темы, но когда познакомился с коллегами из Гильдии межэтнической журналистики, то понял, что огромный пласт эксклюзива пропадает, потому что мы не знаем, в какой большой стране живём и что у армян есть одни обряды, а у русских – другие. Оказалось, что это кладовая, которую никто не открывает, потому что каждый копается в своей теме. Также была задача объяснить студентам факультетов журналистики, где брать эксклюзив. Я понял, что межэтника – это одна из огромных, неисчерпаемых тем, которая может пригодиться в разговоре со студентами, чтобы объяснить, про что писать, – говорит Егор Королёв.

На занятии преподаватель рассказывает о том, что ходить на межнациональные фестивали нужно не для того, чтобы писать о них скучные заметки, а чтобы находить героев. Именно истории людей делают межэтническую тематику эксклюзивной и разнообразной. Но одной из проблем этой сферы Егор Королёв считает замкнутость этнических сообществ – общины рады принять журналистов, но если их представителей случайно не встретить на фестивале, то никто и никогда про них не узнает.

На вопрос одного из участников Школы во время занятия о том, как разобраться, с каким героем стоить работать, а с каким – нет, преподаватель сказал, что понять это очень легко. Например, если на лекции очень скучно или спикер рассказывает совсем «не то», то среди слушателей может быть человек, который отметит это и в противовес поделится с вами эксклюзивной историей. Егор Королёв отмечает, что не все спикеры – потенциально хорошие эксперты. Бывают плохие мероприятия и лекции, но на них тоже нужно ходить хотя бы для того, чтобы найти там ещё одного героя.

1280x1024_j5T8lkGHUI4.jpeg

Фото: Студенты этого года на занятии

Студенты тоже дают друг другу советы – среди участников Школы есть представители разных национальностей, которые подсказывают друг другу, как писать о дагестанцах, татарах и башкирах. Все занятия проходят в режиме обсуждения – преподаватель не выступает как лектор, а участвует в дискуссии и вместе со студентами узнаёт о новых обрядах, особенностях костюмов и проблемах разных национальностей. Так, в этот раз одной из тем для обсуждения стал феминизм на Кавказе. Участники Школы решили, что материалы, в которых каждой стороне конфликта дают слово и «сталкивают их лбами», могут только усугубить ситуацию. Поэтому сейчас можно рассказывать о феномене правозащиты в отношении женщин на Кавказе, потому что мы живём во времена, когда устои меняются и осовремениваются. Студенты пришли к мнению о том, что можно работать со стереотипами и показывать, как живут представители разных национальностей на самом деле.

— Как сегодня «выпендриться», в хорошем смысле, удивить аудиторию, а не спамить одним и тем же? Межэтника – один из выходов, — говорит Егор Королёв. — Школа межэтнической журналистики – это не только просветительский проект, где мы узнаём об обрядах, традициях, но и в том числе способ объяснить студентам и журналистам, что мы несём ответственность за любые наши слова, заголовки, тексты. И нужно хорошо подумать, прежде чем бросаться писать про то, каких национальностей были люди, которые утром устроили драку. На занятиях мы пытаемся разобраться в вопросах: точно ли стоит писать про то, что где-то человек определённой национальности совершил преступление и почему не акцентируют внимание на том, что русские что-то сделали с русскими. В межэтнике помимо позитивных историй есть ряд проблем, в которых мы стараемся разобраться. Поэтому я в эту тему и погрузился – считаю, что будущие журналисты должны уметь приносить эксклюзив в свои редакции, говорить о сложных темах и нести ответственность за свои публикации. И в Школе межэтнической журналистики можно этому научиться, — рассказывает Егор Королёв.

Участники Школы после выпуска

За время работы петербургской Школы межэтнической журналистики обучение прошли более 80 студентов. Лучшие из них побывали в пресс-турах в Республике Марий Эл, Астраханской, Владимирской и Тульской областях.

Выпускница прошлого года Анастасия Берестюкова рассказала, что интересного случилось за время обучения и как она побывала на Всероссийском съезде всех Школ межэтнической журналистики:

— Школа ­­– это про то, насколько ты сам заинтересован что-то сделать. Для меня время, которое мы учились, было очень крутым. При этом я знаю людей и с прошлого года, и с этого, которые не особо что-то для себя вынесли. На самом деле Школа для меня вскрыла целый пласт проблем, которые есть и в стране, и в Петербурге. Особенно про то, что касается мигрантов и этнического многообразия города. Ещё Школа — это про знакомства и темы. У нас была просто замечательная поездка к старообрядцам в Ленобласть, я сама с ними познакомилась, взяла интервью у музыкантов, которые делают современную тувинскую музыку. А про общий слёт Школ можно рассказывать бесконечно. У меня после него появились знакомые с Алтая, Урала, из многих национальных республик. И сам форум был прикольным, даже учитывая то, что мы спали максимум часов пять в сутки в течение целой недели. Школа – это ещё про профессиональное развитие: тебе дают площадку для публикаций, дают возможность аккредитоваться на какие-то события. А некоторые темы я до сих пор использую — недавно сдала текст по татарскому Петербургу, который начинала год назад. Так что, если кратко, то ШМЖ — это расширение горизонтов, набивание руки, полезные знакомства и крутая тусовка.

1280x1024_Yg3NAk9QhZs.jpeg

Фото: Анастасия Берестюкова на встрече со студентами этого года

Среди участников Школы не только журналисты, но и представители межнациональных общин, которые пришли на занятия для того, чтобы рассказывать о деятельности своих сообществ. Так, Мэргэн Банзаров, бурят и буддист, за время обучения сделал множество видеороликов о традициях и особенностях разных народов России. Он не занимался журналистикой до занятий в Школе и рассказал, что сейчас увлечён этой профессией и хотел бы в дальнейшем развиваться в ней.

По словам выпускника Школы, именно на занятиях он познакомился с основами журналистики и разобрался, как освещать проблемы межэтнической тематики. Он отмечает, что теперь научился корректно использовать названия национальностей и писать так, чтобы никого не задеть и не оскорбить. Упорная работа и стремление всему научиться помогли Мэргэну попасть на главную Всероссийскую конференцию Школ межэтнической журналистики. Выпускник рассказал, что интересного было за время обучения:

— Однажды я ходил на квартирник Союза молодёжи Дагестана. Ребята выступали, показывали мастер-класс игры на барабанах, лезгинки, угощали своими национальными продуктами – для меня это было открытие нового мира, ведь у каждого народа в Дагестане есть своя изюминка, – говорит Мэргэн. — Через Школу межэтнической журналистики я стал развиваться в этой теме и нашёл свою нишу. Благодаря занятиям мы организовали своё сообщество про буддийские регионы. Я с единомышленниками хочу через этот проект заинтересовать молодых людей из регионов нашей культурой, языком, традициями. Ещё хочу отметить чуткость нашего куратора – Егора Алексеевича. Он всегда поддерживал меня и по сей день остаётся наставником, к которому я могу обратиться за помощью.

1280x1024_5jo6v7f6leg.jpeg

Фото: Мэрген Банзаров

Стать участником Школы межэтнической журналистики может любой желающий – следите за обновлениями группы, чтобы не пропустить следующий анонс.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга