Полезное /
Теория и практика

28 февраля 2022 22:05

Как создать своё медиа и не сойти с ума

Как создать своё медиа и не сойти с ума

26 февраля в Петербурге прошла дискуссия «Медиа в 2022 году: как создавать свое сообщество или блог?». Она стала заключительной частью фестиваля «Вместе медиа», проходившего в НИУ ВШЭ-СПб с 24 по 26 февраля.

Модератором дебатов стал Егор Королёв, руководитель бакалаврской программы «Медиакоммуникации» в ВШЭ-СПб, редактор блога «Редкий Петербург».

В обсуждении приняли участие:

  • Александр Пастухов (заместитель главного редактора 59.ru)
  • Виталий Штыбин (этнограф и блогер @shtybin_on_air)
  • Анастасия Романова (главный редактор «Развилки»)
  • Наталья Федорова (главный редактор газеты «Волжская коммуна» и проекта «Кому на Волге»)
  • Кирилл Ляхманов (редактор спецпроектов «Волжской коммуны», редактор проекта «Кому на Волге»)
  • Анастасия Оношко (ведущая информационного эфира радиостанции «Говорит Москва»).

В процессе дискуссии спикеры обсуждали будущее медийного сообщества, перспективы создания личного блога и возможности монетизации своего медиа.

Первой темой стало развитие новых платформ и нишевых медиа.

— Будущее за нишевыми медиа, а не за медиа «всё обо всем». Необходимо пробивать себя в разных форматах и на разных платформах. Пытайтесь сделать что-то своё. И когда вы заметите, что набираете достаточно внимания – «переливайте» контент. Внимание – валюта современности», — считает ведущая радиостанции «Говорит Москва» Анастасия Оношко.

Эту мысль также поддержал Егор Королев, модератор обсуждения. По его мнению, направления, которые будут востребованы через несколько лет, – это медиа, связанные с внутренним туризмом, культурой, экологией регионов.

Редактор спецпроектов «Волжской коммуны» Кирилл Ляхманов рассказал историю появления проекта о путешествиях и культурных событиях Самарской области «Кому на Волге»:

— Наш туристический проект возник, когда началась пандемия. Выросла потребность людей узнать, куда можно съездить на 3-4 часа на выходные в своем родном городе или области. Думаю, тема путешествий внутри страны или даже своей области будет развиваться и дальше.

Говоря о новых площадках для развития медиа, редактор онлайн-медиа «Развилка» Анастасия Романова упомянула, что большая ошибка современных журналистов в том, что они недооценивают TikTok:

— По популярности и по трафику TikTok впереди планеты всей. TikTok – «Вселенский дом», который позволяет быстро набирать аудиторию, — подчеркнула она.

Также Анастасия обратила внимание на то, что кроссплатформенность не работает:

— Не нужно надеяться на то, что если на одной площадке у вас накопилась аудитория, она с радостью побежит на другую. К сожалению, этого не происходит.

1280x1024_qC_NlaSYdkg (1).jpg

Журналист-блогер, или Как монетизировать свое медиа

— Журналисту сложно стать блогером. У журналиста в голове уже есть шаблонные ходы для медиа, и ему сложно перестроиться, — считает Кирилл Ляхманов.

По мнению Александра Пастухова, заместителя главного редактора портала 59.ru, человеку, который хочет создать личное медиа в 2022 году, нужно помнить, что медиа – это бизнес. Необходимо определить свою аудиторию и пути дистрибуции, искать каналы для монетизации. В качестве примера Александр привел историю «якутского феномена»: из-за плохого кабельного интернета в Якутии и медленного доступа к соцсетям региональные медиа начали работать с мессенджерами и таким образом смогли собрать большую аудиторию.

Проблему монетизации медиа в регионах подчеркнул и редактор спецпроектов «Волжской коммуны» Кирилл Ляхманов:

— Вопрос монетизации в регионах поставлен слабо. Коммерсанты, бизнесмены не готовы спонсировать региональные медиа и их спецпроекты.

Общим выводом спикеров стало то, что необходимо развивать как онлайн-, так и офлайн-монетизацию. Путей решения несколько – донаты, мерч, продажа курсов, рассылка спецматериалов.

— Если ты хочешь развивать личный бренд, нужно гнать от себя мысли, о том, что брать деньги стыдно. Например, Ксения Собчак почти не зарабатывает на своем медиа, хотя развивается и на YouTube, и в Telegram, и в других соцсетях. Не нужно думать, что если вы не зарабатываете – вы неудачник. Уж даже если у Собчак не получается, — считает Анастасия Оношко.

Высшее журналистское: важно ли профессиональное образование для журналиста?

Одной из самых острых тем дискуссии стал вопрос о необходимости профессионального журналистского образования.

По мнению радиоведущей Анастасии Оношко, никто не ищет журналистов с высшим образованием. «Всем нужны навыки, опыт, способности, умение работать с аудиторией и социальными сетями».

Противоположное мнение высказала Наталья Власова, генеральный директор «Фонда независимого радиовещания:

— Вопрос о высшем образовании – вопрос умения довести что-то до конца. Люди, окончившие курсы, умеют лучше работать на короткой дистанции. Плюс высшего образования – нетворкинг. Это умение работать в команде, это связи, которые формируются в процессе обучения.

Идею необходимости высшего журналистского образования также поддержала Анастасия Романова:

— Журналистика – это профессия. Она – про фундаментальное образование, про историю, про основы критического мышления журналиста. В данный момент высшее образование журналиста чаще всего некачественно. Само образование – необходимо. Главное – его качество и уровень преподавания в вузе. К сожалению, очень часто высшее образование не стоит четырёх лет, потраченных на него. 

Руководитель программы «Медиакоммуникации» и модератор беседы Егор Королев также высказался о качестве высшего образования для медийщиков:

— Высшее образование необходимо. Есть вопрос – насколько оно качественно и кто преподаёт на факультетах журналистики. Кроме вузов, есть огромное количество площадок, свободных для посещения, в том числе онлайн, которые помогают молодым журналистам развиваться.

Как сделать первый шаг в личных медиа

В конце дискуссии приглашённые эксперты поделились своими советами, с чего начать создание личного медиа и как пойти работать в журналистику.

Анастасия Романова, главный редактор «Развилки», отмечает, что не нужно начинать в пустоту:

— Аудитория – жестока, поэтому сначала нужно проанализировать рынок. В первую очередь, нарисовать портрет своей аудитории – промониторить странички своих потенциальных подписчиков в «Вконтакте», например. Затем найти формат под свою аудиторию и работать на той площадке, где развивается этот формат.

Редактор спецпроектов «Волжской коммуны» Кирилл Ляхманов поделился советом, как попасть в редакцию:

— Стоит искать людей, которые хотят вас принять в редакцию. Самая большая сложность – дисциплина. Нужно двигаться и не останавливаться. Главное – целеустремленность. Стучитесь в редакции, пишите тестовые задания. Не бойтесь писать известным популярным людям по поводу комментария или интервью. Даже популярные люди отзывчивы на просьбы.  

По мнению Натальи Власовой, первое, что стоит сделать, если вы выбрали работу в медиа, – рассмотреть свои лучшие стороны и «бить» именно в них. Это может быть фотография, фактчекинг или что-то другое.

Блогер-этнограф Виталий Штыбин считает, что самое важное для создания личного медиа – близость темы. Лучше прийти в блогинг из хобби. Впоследствии нужно создать «свою аудиторию», которая будет идти за вами. Успех, по мнению Виталия, имеют те, кто может долго заниматься своим проектом.

Татьяна Логунова


Другие материалы рубрики "Теория и практика"