Мнения
/ Интервью

12 марта 2022 17:33

«У нас есть планы потолкаться»: главный редактор «Бумаги» Татьяна Иванова о блокировке сайта

«У нас есть планы потолкаться»: главный редактор «Бумаги» Татьяна Иванова о блокировке сайтаФото: «Бумага» / ВКонтакте

В ночь на 12 марта сайт петербургского интернет-издания «Бумага» заблокировали по требованию Генпрокуратуры.

Причиной блокировки, согласно реестру Роскомнадзора, стало нарушение статьи 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ. Как сообщили журналисты петербургского издания, они не получали писем от надзорного ведомства с требованием удалить какие-либо некорректные материалы.

Лениздат поговорил с главным редактором «Бумаги» Татьяной Ивановой о первом дне «спецоперации», ожидаемой блокировке и непредсказуемом будущем. 

— Вы помните свое утро 24 февраля? Что вы испытали?

— Утро 24-го я, разумеется, помню очень хорошо: так вышло, что это ещё и мой день рождения. Работа, как и у большинства коллег, началась в 5:45. Испытала я тогда примерно ничего: села и начала работать, поочерёдно подключая всю редакцию. Так весь день мы и провели: все делали всё.

— Когда в «Бумаге» начали готовиться к возможной блокировке сайта?

— То, что будут каким-то образом ограничивать независимые медиа, было понятно почти сразу. Так как мы умеем делать рассылки и знаем, что это один из самых надёжных каналов, который практически невозможно заблокировать, уже 25 февраля мы запустили новую рассылку «Вдох. Выдох» — письма с главными новостями дня и историями про хороших людей Петербурга. И сразу подавали их как канал связи на случай блокировки каких-то наших платформ.

Тогда же мы стали работать над переводом читателей в соцсети. Как приоритет выделили Telegram и нашу новую рассылку. В общем, пробовали разные инструменты: что-то работало, что-то нет.

— Были ли у вас сомнения по поводу освещения «специальной операции» на Украине?

— Сомнений по поводу того, освещать ли нам боевые действия на Украине, не было. Были вопросы, как это делать локальному изданию из Петербурга. И мы всё ещё пробуем разное, но в центре повестки остаются международные хайлайты, петербургские протесты, истории про поддержку, взаимопомощь и кооперацию.

— Будете ли вы писать жалобу на Роскомнадзор, они ведь не предупредили вас о блокировке?

— Да, у нас есть планы «потолкаться» за нарушение процедуры.

— То есть вы будете подавать заявление?

— Пойдём вместе с нашей юристкой Светланой Кузевановой по всему пути — до ЕСПЧ. Если успеем, конечно.

— Какая атмосфера сейчас в редакции?

— Мы ещё 25 февраля обсудили с командой, что есть риск блокировки — это не было сюрпризом. Скорее, мы рады, что так долго продержались.

Сейчас нас все поддерживают, мы получаем много добрых слов — спасибо за это читателям и коллегам. Конечно, это сильно помогает. Сложнее будет дальше, когда уровень адреналина и ажиотажа спадёт, а мы оценим реальные риски.

— Недавно канал Piter.TV объявил о сокращении штата. Планируется ли сокращение сотрудников или уменьшение зарплат в «Бумаге»?

— Как и в начале пандемии, наша цель — сохранить всех коллег, даже если придётся менять их должностные обязанности. Но — объективно — дальше трёх дней в текущих обстоятельствах планировать сложно.

— Как вы думаете, что ждёт российские медиа в будущем?

— Давайте для начала попробуем пережить [слово из пяти букв].

«Бумага» продолжает работать, в том числе через соцсети. Также у издания есть «зеркало» сайта.

Чтобы оставаться в курсе событий, «Бумага» рекомендует подписаться на рассылку «Вдох. Выдох» (ссылка открывается только через VPN).