Мнения /
Блоги

22 ноября 2022 17:39

Как в российскую журналистику пришла иллюстрация

Как в российскую журналистику пришла иллюстрацияФото: Разворот журнала «Русский художественный листок» / НЭБ

Сначала было слово: первые газеты и журналы состояли целиком из текста. Единственными графическими элементами могли быть только орнаменты по краям страниц. И только во второй половине XVIII века полотна текста начали разбавлять иллюстрациями, которые стали не просто украшением, а полноценным журналистским материалом с определенным смыслом. «Лениздат.Ру» изучил, как в российскую журналистику пришла картинка.

Рисунки и карикатуры

До появления фотографии, чтобы разбавить текст картинкой, нужно было нарисовать её самостоятельно. В 1817 году появляется журнал «Волшебный фонарь», в котором «увидят почтенные читатели искусно выгравированные и раскрашенные фигуры разных лиц, занимающихся в городе разными промыслами». Здесь впервые появляются изображения, «рисованные и отпечатанные на камне», то есть литография. На рисунках можно было увидеть бытовые сцены из жизни простого русского народа — некоторые номера журнала раскрашивались акварелью вручную.

Иллюстрации журнала «Волшебный фонарь»

Фото: НЭБ
Иллюстрации журнала «Волшебный фонарь»

Литография — это способ печати с помощью гладких известняковых камней. На них наносится рисунок через специальную бумагу или жирными карандашами. Эти камни используют как печать: приложил лист, надавил, получил готовый рисунок.

В 1838 году на страницах «Художественной газеты» мелькнула карикатура Франсиско Гойя. В карикатурном рисунке обычно есть юмористический или сатирический смысл. Он может сразу бросаться в глаза, например, в шаржах, а может скрываться в сюжете картинки.

Иллюстрации журнала «Волшебный фонарь»

Фото: НЭБ
Иллюстрации журнала «Волшебный фонарь»

Через 20 лет появляется журнал «Иллюстрация», в которой регулярно печатались карикатурные зарисовки Николая Иевлева, Павла Анненского и других художников. Это подхватил журнал «Искра», а ещё позже газеты стали выпускать приложения с рисунками. Например, в «Русском мире» дополнительно издавался листок «Гудок».

Нарисованная летопись

В 1851 году Василий Фёдорович Тимм начинает издавать «Русский художественный листок» — не журнал, а, скорее, альбом с подписями. Рисунки печатались литографией и изображали события современной жизни, места, реальных людей. Тимм называл «Листок» «художественной летописью России». 

Журнал «Русский художественный листок»

Фото: НЭБ
Журнал «Русский художественный листок»

В 1839 году появляется фотография, и почти сразу с ней иллюстрированные газеты и журналы. Но это в Европе. В России такие издания начали создаваться несколько десятков лет спустя. В 1870 году Герман Гоппе основал еженедельник «Всемирная иллюстрация», в котором аудитория впервые увидела фотографии.

Фотографии были больше похожи на рисунки, потому что печатались гравировальным способом: передавались только основные штрихи, без тонов и полутонов, которые мы привыкли видеть на современном фото. 

Чтобы напечатать изображение гравировальным способом, сначала создаётся печатная форма. У рисунка есть контур и пробелы. В гравюре эти элементы находятся на разном уровне: их вырезают на дереве, металле, линолеуме или другом материале. Если нанести краску и сделать оттиск на бумаге, то отпечатаются либо контуры, либо пробелы. Например, на этой странице «Всемирной иллюстрации» вырезали пустые места и отпечатали только контур:

Страница еженедельника «Всемирная иллюстрация»

Фото: Интернет-архив
Страница еженедельника «Всемирная иллюстрация»

Тренд на картинку подхватил и активно начал развивать журнал «Нива». Его создатель, Адольф Маркс, целился в широкие слои населения: меньше цена, больше иллюстраций. Если годовая подписка на «элитный» журнал Германа Гоппе стоила 18 рублей, почитать «Ниву» можно было за 5-6 рублей.

Иллюстрации стали одним из ключиков к уму и сердцу широкой аудитории: привлекают внимание и показывают то, что обычному человеку увидеть практически невозможно. В статьях на научные темы были чертежи, материалы о войне сопровождались картами местности. А еще было много репродукций картин, портретов и фотографий. Так Адольф Маркс знакомил широкие массы с искусством и давал возможность жителю глубинки за несколько рублей в год и выставку посетить, и за границей побывать, и императору в глаза посмотреть.

Журнал «Нива» в конце XIX века

Фото: НЭБ
Журнал «Нива» в конце XIX века

Журнал «Нива» в конце XIX века

Фото: НЭБ
Журнал «Нива» в конце XIX века

Фоторепортажи

Технический прогресс не стоял на месте, делать фотографии становилось проще (это вам уже не камера обскура), поэтому в журналах стали постепенно появляться кадры с сюжетом — первые фоторепортажи. 

В 1904 году начинается Русско-японская война, которая особо пристально освещается в газетах и журналах и словесно, и визуально. «Нива» к тому времени стала самым популярным еженедельником в стране. От нее на фронт поехали фотограф Виктор Булла и иллюстратор Владимир Табурин. Ежедневно они отправляли снимки и рисунки с мест военных действий. Чтобы оперативно и просто донести их до аудитории, редакция оставляла свободные полосы, которые быстро заполнялись свежими картинками, а затем журнал отправлялся в печать. Вот как это выглядело:

«Нива» 1904 года

Фото: НЭБ
«Нива» 1904 года

«Нива» 1904 года

Фото: НЭБ
«Нива» 1904 года

С красного листа

В XX веке иллюстрированная журналистика набирала обороты. Один из лидеров партии большевиков Лев Троцкий смекнул, что это может использовать в целях пропаганды и предложил создать журнал по типу некогда популярной «Нивы». Так начинается история журнала «Огонёк», на страницах которого будут формироваться советский фоторепортаж и фотоочерк.

Еще в XIX веке стало понятно, что для издания иллюстрация была одним из способов стать популярным. С каждым этапом развития изображений — от зарисовок до фотографии — их значимость только увеличивалась. Иллюстрации не только украшали, но и информировали, а в XX веке ещё и стали новым средством пропаганды.

Валерия Бучнева