2022 год стал большим испытанием для журналистики: сотни медиапроектов были заблокированы, часть редакций и сотрудников СМИ уехала из России, на журналистов заводили дела о «фейках», а очередной монотемой — не успели мы ещё с ковидом справиться — стали боевые действия на территории Украины.
«Лениздат.Ру» поговорил с главными редакторами петербургских СМИ и руководителями журналистских организаций о том, с какими мыслями они провожают этот год и чего ожидают от 2023-го.
Елена Михина, главный редактор MR7:
— В этом году, наверное, главное слово — «выжили». Не закрылись, не заблокировались, не... Вариантов много, что может случиться со СМИ в наши дни. Мы продолжаем работу, пишем, снимаем. Даже сайт обновили. У нашей корреспондентки родился сын, а у редакции появилось несколько спецпроектов, за которые точно не стыдно.
В конце прошлого года, отвечая на похожие вопросы, я сказала, что мы устали от монотемы – ковида. «Хорошо, вот вам новая тема», – сказало мироздание. Она мне тоже не нравится. Так что будьте аккуратны с вашими желаниями...
Честно говоря, уже боюсь желать что-то коллегам. Я им пожелаю больше интересных текстов, а они потом без выходных будут работать.
Татьяна Иванова, главный редактор «Бумаги»
— Не думаю, что уместно подводить итоги, будто прошёл ещё один обычный год. 31 декабря ничего не закончится: ни [военная спецоперация], ни смерти, ни цензура. И никакой новой жизни с 1 января не будет.
То, что случилось с российскими медиа в последние 10 месяцев, — это только начало долгой и трудной дороги, которая ведет мы пока сами не знаем куда. И мне лично кажется важным, чтобы мы шли по ней, поддерживая друг друга, обмениваясь работающими решениями и проявляя солидарность.
Никто из нас не собирался строить с нуля независимую журналистику в изгнании или биться с абсурдной цензурой внутри страны, рискуя всем. Но большое и искреннее спасибо всем, кто сделал именно этот выбор. И отдельное спасибо коллегам из «Бумаги» за доверие и поддержку.
Анжелика Гурская, директор Северо-Западного филиала «Российской газеты»
— Мы осознанно включили режим «турбо» и постарались прожить этот год в хорошем рабочем тонусе. Не впали в панику, пересмотрели отношения с партнерами – разложили яйца по новым рекламным корзинам, без особого сожаления простились с коллегами, которые не захотели разделить с нами те серьезные и важные задачи, которые поставило перед нами государство.
Из наших достижений: в этом году мы развернули флаг «Российской газеты» в Арктике. Наш обозреватель Татьяна Тюменева почти месяц провела на дрейфующей станции «Северный полюс» и выпустила цикл более чем из 40 материалов о работе уникальной платформы, дрейфующей в Арктике. Мы стали первыми в медиасообществе Петербурга, кто представил фотоработы своих военкоров, несущих службу в зоне СВО. Наши планы на следующий год – масштабные и многообразные. А мечта одна, и тост в Новый год будет один. За нашу Победу. И для этой победы мы с Божьей помощью сделаем всё, что от нас зависит.
Коллегам я хотела бы пожелать в новом году не терять самообладания. За нами - коллективы и наши читатели. Нельзя уподобляться заполошным дуракам, которые регулярно хоронят всё и всех - от России до печатных СМИ. Как говорит наш генеральный директор, команды умирать не было. Будем жить.
Ирина Яровикова, главный редактор газеты «Ведомости. Санкт-Петербургский выпуск»
— Значительная часть наших рекламных партнеров и постоянных участников онлайн-конференций в этом году либо сократила рекламные бюджеты, либо перешла в «режим тишины», кто-то вообще перестал работать в России. Из-за финансовых трудностей летом мы были вынуждены приостановить выпуск печатной версии газеты, часть сотрудников ушли в неоплачиваемые отпуска. Но все сложности удалось преодолеть, хоть и не без потерь: в октябре мы возобновили выход газеты, но уже не два, а один раз в неделю и в черно-белой версии. Весь коллектив вернулся к работе, хотя часть людей продолжают работать удаленно.
Весь нынешний год мы подробно писали о том, что происходит в экономике и бизнесе, с какими трудностями сталкиваются компании, какой поддержки они ждут от властей. Такой контент оказался очень востребован, трафик нашего сайта за год вырос почти в 4 раза.
Не скрою, что получать достоверную информацию из открытых источников в этом году стало сложнее: была закрыта часть официальной статистики, которая касается, например деятельности портов, экспортных операций или работы таможни.
Несмотря на сложности, в следующем году у редакции есть новые планы развития. Мы рассчитываем выйти за пределы Санкт-Петербурга и Ленобласти и расширить контент на ключевые регионы СЗФО. Коллегам хочется пожелать одно: не опускать руки и оставаться верными себе и профессии.
Кирилл Смирнов, главный редактор газеты «Петербургский дневник»
— Год был очень сложный с точки зрения тем, которые приходилось освещать. Противоречивое ощущение от года: контентно – тяжелое, организационно – несомненно радостное, с надеждой на дальнейшее развитие.
Я считаю успешной линейку видеопродуктов, которые мы запустили в 2022-м. Прежде всего это документальные фильмы. У нас также появилось новое СМИ — «Петербургский дневник на транспорте» — самостоятельное медиа, которое вещает в трамваях, троллейбусах.
Коллегам, с которыми я работаю, в 2023 году я бы пожелал оптимизма и веры в лучшее, поскольку это то, что нам должно помогать работать, писать с чуть большим стремлением к хорошим новостям. А коллегам из медиаотрасли Петербурга я бы хотел пожелать большего дружелюбия и человеколюбия. Мне кажется, сегодня, в это непростое время, очень важно, чтобы внутри сообщества мы старались быть более дружелюбными и чаще смотрели друг на друга не только как на конкурентов, но и как на товарищей. Сегодня в отрасли этого очень сильно не хватает.
Дмитрий Шерих, главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости», председатель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России
— Год был очень непростой. Он принес нам новую геополитическую реальность, новые задачи, новые темы, новое восприятие того, что происходит.
Как главред газеты скажу: мы просто продолжали свою работу. «Санкт-Петербургские ведомости» пережили много разных исторических периодов. Газета выходила во времена, когда другие газеты не печатались, когда Россия — в XIX веке, например — вела многолетние тяжелейшие войны. Мы, конечно, стремимся реагировать на то, что происходит вокруг, но при этом движемся своим курсом, понимаем нашего читателя, наши задачи, ответственность перед городом, перед страной, перед обществом.
Как председатель петербургского отделения Союза журналистов России могу сказать, что год был очень разным для разных частей журналистского сообщества. По итогам этого года состояние петербургского журналистского пространства сильно изменилось. Мы знаем, что часть СМИ, оппозиционных, сейчас просто не выходит, часть журналистов находятся сегодня не в Петербурге и не в России. Это тоже фрагмент картины этого года. Однако большинство журналистов совершенно определенно продолжают работать в России.
Я думаю, 2022 год — это год, когда главное не то, что мы пишем, а то, чем мы живем, окружающая нас реальность, те общественно-политические события, которые происходят вокруг нас, — они все определяют.
Каким будет следующий год, сказать сегодня сложно. Но в одном уверен: мы будем отмечать 295 лет с момента появления газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Это начало предъюбилейной пятилетки, в ходе которой, надеюсь, будет немало интересных и важных событий, связанных с нашей газетой.
А в наступающем 2023 году я хотел бы, чтобы журналисты продолжали работать и чтобы у коллег были рабочие места. Это важно.
Андрей Радин, председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
— Этот год, конечно, ужасный, во всех смыслах этого слова: в связи с международными событиями, санкциями, ситуацией в журналистике.
Было введено очень много ограничений, что затрудняет работу журналистов. Многие издания либо закрыли, либо они вынуждены были закрыться. Рынок СМИ очень сильно сузился. Многие журналисты уехали из страны. Как председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области я понимаю необходимость некоторых ограничений. Но они настолько радикальные, что по большому счету мы потеряли возможность получать разностороннюю информацию.
Для меня самая большая удача – это то, что удалось сохранить Союз. И внутри, и снаружи были достаточно серьезные попытки расшатать его, расколоть, разогнать. Удалось убедить коллег из наблюдательного совета, что по результатам этого года не совсем правильно проводить конкурс «Золотое перо». Я считаю, что сейчас не время для праздничных церемоний. Сегодня жюри, которое должно представлять различные профессиональные группы, трудно работать в прежнем формате. В итоге мы нашли компромисс: от имени наблюдательного совета «Золотого пера» отметим вклад некоторых журналистов в профессию и наградим «ветеранов цеха».
Следующий год, я думаю, будет еще труднее. В 2023 году я бы хотел, чтобы не рухнул рынок СМИ Петербурга, чтобы журналисты могли выполнять свой профессиональный долг.
Я хотел бы пожелать не только коллегам, но и всем нам – мира.