Мнения

30 августа 2023 19:07

Учёба на журфаке: ожидание VS реальность

Учёба на журфаке: ожидание VS реальностьФото: Shutterstock
Лениздат.ру поговорил с выпускниками 2023 года о том, насколько учеба на факультетах журналистики в разных вузах совпала с их ожиданиями, жалеют ли они о выборе, сделанном четыре года назад, и правда ли, что в университетах осталась одна пропаганда.

Поступление: чего я хочу?

«Я хотела быть просто студенткой, а не журналисткой, — вспоминает Валерия Мещерякова, выпускница СПбГУ. — Мне были интересны и география, и филология, и факультет прикладной математики, и хореографический, но я решила пойти по пути наименьшего сопротивления: сдать ЕГЭ по литературе, которую знала неплохо, и поступить на журналистику».
 
Похожая история была и у Марии Денисенко, выпускницы МГУ им. Ломоносова: набор предметов, по которым девушка сдавала ЕГЭ, позволял ей пройти на филфак и журфак, Мария выбрала второй факультет. 
 
Для Павла Коченевского с отделения международной журналистики СПбГУ журфак стал «запасным аэродромом», после того как он не поступил в театральный институт. 
 
Выпускница МГУ Анастасия (героиня просила не называть фамилию) тоже не стремилась учиться на журналиста, но, вспоминая школьные годы, говорит, что было несколько моментов, которые определили ее выбор. В «Артеке» она  совершенно случайно попала в медиаотряд, а  в образовательном центре «Сириус» —  на журналистскую смену. Участие в вузовских олимпиадах позволило ей поступить на бюджетное отделение  МГУ. 
 
А вот выпускница СПбГУ Татьяна Постникова пришла на факультет журналистики осознанно, определившись с будущей профессией ещё в девятом классе. «Я переключала телеканалы, наткнулась на новостной выпуск и решила — почему бы не попробовать стать журналистом», — говорит она. «На подготовительных курсах для школьников я поняла, что это не такая уж весёлая и лёгкая профессия, как мне казалось, но все равно она очень интересная».

Учёба:  что тут происходит?

«Я застала старый журфак Вышки, который считался свободным, — говорит Анастасия Колесниченко, выпускница НИУ ВШЭ. — Сейчас многие преподаватели, у которых я успела поучиться и которые влюбляли в свой предмет, ушли». 
 
Валерия Мещерякова вспоминает о парах «за закрытыми дверями». «Один из педагогов рассказывал нам про цензуру. Дело было поздней весной, было жарко и двери в аудиторию были распахнуты. Перед тем, как зачитать одну цитату, он попросил меня закрыть дверь. Я закрыла, он прочел и спросил: "Чувствуете параллель?". Мы ответили: "Да". После этого я открыла дверь».
 
Валерия вспоминает, что на первых курсах кумирами многих студентов были Анна Политковская и Владислав Листьев. «Для меня они и сейчас герои, конечно, но кроме них я могу назвать Елену Милашину», — говорит девушка.
 
6 июля 2023 года на церемонии вручения дипломов Валерия вместе с подругой Елизаветой Антоновой пришли с плакатом с надписью «Лицо российской журналистики» и фотографией спецкора «Новой газеты» Елены Милашиной, которую за два дня до этого жестоко избили в Чечне. «Некоторые подходили и интересовались, кто изображён на плакате – это было  приятно», — вспоминает Валерия о реакции выпускников на акцию. — Были и те, кто смеялся, цокал языком, называл нас клоунами. Но чаще всего народ опускал глаза, делал вид, что ничего не происходит. Эта конформистская позиция — если я чего-то не вижу, значит этого нет — кажется мне очень забавной». 
 
«Весь хаос последнего времени на моей учебе не отразился», — говорит о цензуре в МГУ Мария Денисенко. — Были, конечно, громкие кейсы, которые попали в СМИ, когда увольняли преподавателей, а мои однокурсники доносили друг на друга, но всё это было где-то рядом, прошло мимо меня». 

Карьера: что  дальше?

Жизнь после вуза у вчерашних студентов складывается по-разному. 
 
Выпускницы МГУ Мария и Анастасия работают музыкальными и новостными редакторами в медиа «Звук». «В России нет хорошего музыкального медиа», — считают они. «Музыкальная журналистика представлена в основном Telegram-каналами критиков, где они публикуют свое субъективное мнение. Нет  медиа, которое писало бы новости обо всех артистах и жанрах», — рассуждает Анастасия. «The Flow, например, пишет только про хип-хоп. Хотелось бы, чтоб в России появился аналог журнала Rolling Stone. У нашего "Звука" есть такие задатки, но он ещё только начинает развиваться». 
 
Мария подала документы в магистратуру на направления «Литературное творчество» и «Кинопроизводство», а Анастасия подумывает об открытии своего медиа о музыке Турции.
 
Павел Коченевский работает в Доме Радио в отделе по коммуникациям и пробует себя в опере. В планах у него – поступление в магистратуру на факультет международной журналистики или на факультет свободных искусств и наук, а в мечтах — создание собственных проектов про историю искусства. «У меня в любом случае будет творческая профессия, и журналистское образование так или иначе поможет. Поскольку в современном мире ты должен уметь взаимодействовать с аудиторией, преподносить себя и продавать свой продукт», — делится Павел. 
 
Анастасия до написания диплома работала экскурсоводом и репетитором по литературе. Сейчас девушка решила отдохнуть от нескольких лет непрерывной учебы и работы и пока не знает, чем хотела бы заниматься дальше. 
 
Татьяна Постникова ещё на первом курсе поняла, что хочет стать спортивным журналистом, и сейчас работает в издании «Чемпионат.com». «Мне хотелось, чтобы было больше спортивных медиа, которые освещают исключительно спорт, не затрагивая личную жизнь спортсменов и не публикуя новости о том, что такая-то спортсменка оголила какие-то части тела», — говорит Татьяна. Что касается личных планов, то, как любой спортсмен мечтает об Олимпиаде, она мечтает поехать на Олимпиаду корреспондентом. 
 
Валерия Мещерякова работает няней и флористом, иногда как внештатный корреспондент пишет статьи в разные медиа. «Мне кажется, сейчас не хватает СМИ, журналисты которого ищут ответы на вопросы, а не знают их заранее, — считает Валерия. — Готовых ответов сейчас хватает и в государственных СМИ, и, к сожалению, в оппозиционных, и поэтому мне сейчас  тяжело быть журналистом».

Рефлексия: а оно мне надо было?

«Самое ценное, что дал мне вуз, — умение работать с информацией», — считает Павел Коченевский. «Кроме того, после учебы на журфаке ты понимаешь, что вырос в интеллектуальном плане, у тебя расширился кругозор, ведь было много предметов, посвящённых разным темам: от политики до культурологии». 
 
С ним не согласна Валерия Мещерякова: «Политология – очень важный предмет, мы его очень ждали, но вместо этого у нас была какая-то конспирология. Совершенно бесполезными оказались пары по журналистским расследованиям. Вместо того, чтоб давать полезную информацию, преподаватель устраивал нам развлекательные викторины».
 
В марте Валерия отчислилась из университета. «Во-первых, у меня не шло написание диплома, во-вторых, очень часто в новостях видишь, что за той или иной судебно-лингвистической экспертизой стоят преподаватели СПбГУ, в коллективных письмах видишь знакомые фамилии преподавателей, и становится неприятно принадлежать к этой организации». Тем не менее, на вопрос, выбрала бы она журфак СПбГУ снова, Валерия отвечает «да». «Самое главное, что вуз мне дал – это портфолио и «книжечку с контактами», и это моя альма-матер, которой я благодарна за свои студенческие годы». 
 
Татьяна Постникова благодарит СПбГУ за возможность попробовать себя в работе с программами для фотошопа, дизайна и монтажа, а также считает, что вуз помог ей научиться писать информационно-аналитические материалы и развить чувство языка.
 
Анастасия Колесниченко из НИУ ВШЭ считает самым главным, что она получила от вуза, – возможность попробовать себя в разных сферах. «Каждый семестр у нас был посвящен разным форматам журналистики: текстам, аудио, видео, дизайну – ты можешь попробовать всё и решить, что тебе ближе». А вот теоретической гуманитарной базы ей показалось недостаточно.
 
Марии Денисенко из МГУ, наоборот, не хватило практики, и необходимые навыки она добирает только сейчас на работе. 
 
Абитуриенты. Свежая кровь
 
Казалось бы, 2023 год – худшее время, чтобы идти учиться на журналиста. Но конкурс на журфаках по-прежнему высокий, и попасть на бюджет иногда нереально даже «стобалльникам». Чего эти молодые люди ждут от учебы? 
 
«Журналистика для меня — это искусство сочетать разные профессии и оставаться в гуще событий», — говорит Александра, поступившая в 2023 году в Университет кино и телевидения. — А ещё уметь из этой "гущи" выбирать самое главное и правильно доносить это аудитории».