6 сентября 26 международных ассоциаций медиа, издателей и журналистов объявили о том, что приняли свод правил использования искусственного интеллекта – «Глобальные принципы для AI». Одним из разработчиков «Глобальных принципов» выступила Международная федерация издателей периодической печати (FIPP). Еще в июне она провела конгресс на тему «Искусственный интеллект, технологии и медиа».
В отчете о конгрессе подчеркивается, что новые инструменты должны разрабатываться и использоваться только в соответствии с законами, которые защищают интеллектуальную собственность производителей контента.
«Лениздат.ру» публикует наиболее интересные мнения владельцев СМИ, медиаменеджеров и журналистов, прозвучавшие на конгрессе.
Международная федерация издателей периодической печати (FIPP) учреждена в 1925 году во Франции. За сто лет FIPP превратилась в одно из самых авторитетных и уважаемых корпоративных объединений в медиасфере, куда входят как владельцы СМИ, так и представители различных медийных профессий: журналисты, фотографы, дизайнеры.
Федерация защищает интересы отрасли, взаимодействуя с органами власти США, ЕС и Великобритании.
FIPP предоставляет возможность своим членам повышать квалификацию, разрабатывает учебные курсы, организует общение профессионалов. Участникам FIPP предоставляются консалтинговые услуги, которые позволяют им работать с ведущими экспертами отрасли.
FIPP ежегодно проводит Всемирный медиа-конгресс. В 2020 году из-за эпидемии он перешел в онлайн-формат. Теперь мероприятие длится примерно месяц.
Медиа VS Искусственный интеллект
Отчет начинается с констатации факта, что инновации от Google, Microsoft и других IT-компаний сильно повлияли на создание и потребление контента. Выгоды для СМИ от подобного сотрудничества очевидны, но главный вызов для медиа заключается в переходе рекламы от них к соцсетям и поисковым системам.
Тема использования искусственного интеллекта (AI) в медиа стала доминирующей на конгрессе. Его участники сошлись во мнении, что запуск ChatGPT в ноябре 2022 года стал катализатором обсуждения использования AI в медиа.
Каролина Халшофф Пол, генеральный директор WELT Group в Axel Springer, призналась, что её беспокоит темп изменений: «Для нас на данный момент это самая горячая тема. Почти все здесь недавно использовали ChatGPT или инструменты искусственного интеллекта, которых разработано и оптимизировано очень много. Этот процесс происходит так быстро, что кажется почти невозможным идти в ногу со временем».
С одной стороны, AI позволил медиакомпаниям продвигать свой контент в новые регионы за счет автоматизации переводов и снижать затраты. Выступавший на конгрессе Ричард Ли, руководитель отдела интеграции The News Lens Group, сообщил, что уже сейчас в его компании около 15% контента основано на искусственном интеллекте. Количество просмотров страниц и доход от AI-контента составляют примерно 10%.
Но издатели сталкиваются и с угрозами для своего бизнеса. Поднимается волна стартапов, основанных на машинном обучении, когда компьютеры действуют без непосредственных инструкций от человека. Штеффен Дамборг, автор книги «Освоение цифровой трансформации», обрисовал ситуацию следующим образом: «Вы можете сесть в Starbucks и начать создавать свою собственную медиакомпанию, используя передовые технологии. С моей точки зрения, самым разрушительным для СМИ на данный момент является то, что каждый может работать с этими технологиями. И мы видим, что старые издатели отстают. Мы не являемся первопроходцами, когда дело доходит до адаптации новых технологий».
Наконец, и это самое тревожное, AI может укрепить позиции технологических компаний, позволив им перепрофилировать контент без указания на его источник. Может пройти несколько лет, прежде чем правительства и такие структуры, как ЕС, предложат правовые рамки для управления искусственным интеллектом.
Хуан Сеньор, президент Innovation Media Consulting, очень эмоционально прокомментировал свое общение с представителями IT-гигантов: «У них есть отличный продукт. Они собираются построить новую модель бизнеса. Очень быстро это получит огромный резонанс, и какое-то время мы будем нищенствовать. Мы действительно должны защищать наш контент».
Судиться или сотрудничать?
Один из разделов отчета посвящен юридическим аспектам использования AI. Речь идет прежде всего о нарушениях авторских прав и лицензировании — в США уже начались гражданские судебные разбирательства по претензиям к AI-сервисам.
Лекси Кирконнелл-Кавана, исполнительный директор Impress, прокомментировала юридические тонкости: «Аргументы истцов заключаются в том, что эта технология нарушает лицензию на авторское право. Особенно на хранение и использование контента с указанием авторства. Она нарушает требования "Закона об авторском праве в цифровую эпоху". Все эти нарушения несправедливо обогащают технологические компании, которые извлекли из них выгоду, но трудно предсказать, как суды будут принимать решения по этим вопросам».
Поскольку уверенности, что фемида встанет на сторону производителей контента нет, Лекси Кирконнелл-Кавана высказала мнение, что, возможно, перспективнее уже сейчас сотрудничать с технологическими компаниями, а не надеяться на успех в судах.
Более оптимистично настроен Рафат Али, генеральный директор Skift. По его мнению, нет ничего, что издатели не могли бы контролировать. «Для меня — это инструменты, которые потенциально делают создание медиа намного более эффективным. Они предназначены снять часть рутинной работы, которые приходится выполнять журналистам или сотрудникам СМИ. Их можно использовать, чтобы сделать работу эффективнее и качественнее», — подчеркнул Али.
Однозначных выводов, по какому пути медиа двигаться с учетом появления новых технологий, участники конгресса не сделали. Звучали мнения, что пройдет около 5 лет прежде, чем ситуация станет более определенной со всех точек зрения.
Самые рациональные предложения сводились к тому, чтобы своими силами осваивать и разрабатывать AI-инструменты ради экономии средств, а полученные деньги инвестировать в качественную журналистику.