Сейм Латвии запретил общественным (т.е. финансируемым государством) СМИ страны с 2026 года создавать контент на русском языке. Этот запрет стал частью концепции национальной безопасности государства, которая опубликована на сайте парламента.
По словам составителей, документ разработан с учетом «существенного ухудшения ситуации с международной безопасностью» из-за военной спецоперации на Украине.
Согласно новой концепции, одним из важнейших аспектов нацбезопасности стало «предотвращение угроз информационному пространству Латвии», которое должно опираться на «сильные местные латвийские СМИ и качественное содержание информационной среды на латышском языке».
В документе указано, что с 1 января 2026 года контент, создаваемый общественными СМИ, должен быть только на латышском языке или на языках, принадлежащих европейскому культурному пространству.
При том, что государство не будет финансировать русскоязычный медиаконтент, коммерческие СМИ могут создавать его за счет частных средств.
Авторы концепции заявляют, что она создана для того, чтобы «латвийское общество находилось в едином информационном пространстве». По их мнению, это позволит сплотить общество на основе национального языка.
Латвийское радио и LTV выступили против запрета на русскоязычное вещание. По их мнению, этим запретом Латвия косвенно простимулирует просмотр контента российскими пропагандистскими каналами. Также представители Латвийского радио и ТВ заявили, о поспешности решения и отсутствии консультаций с экспертами.
Свое несогласие с запрет на русскоязычный контент высказали также в Совете по общественным электронным СМИ (SEPLP), омбудсмен по общественным СМИ Анда Рожукалне и министр культуры Латвии Агнесе Логина. Однако Логина поддержала концепцию нацбезопасности, заявив, что голосование против могло быть воспринято как устранение рисков безопасности со стороны России и Беларуси.