Утверждение Минюстом нового устава Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области вызвало неожиданно бурную реакцию. Очевидно, что событию не придали бы такого значения, если бы не строчка в сообщении на сайте объединения: «Отныне в СЖ СПб и ЛО могут быть приняты не только сотрудники официальных СМИ и медиа, работающих без регистрации, но и блогеры». Эта деталь и вызвала многочисленные комментарии в Telegram-каналах, в Дзене и соцсетях.
Одни ерничали, что теперь в организацию «толпами набегут» в поисках статуса «инфоцыгане», «интернет-гуру», «любители котиков» и прочие обитатели сетевого пространства, необходимые Союзу для получения членских взносов. Другие, например, Ника Стрижак, задавали логичный вопрос о критериях приема потенциальных новобранцев в профессиональное объединение.
«Лениздат.ру» разобрался, справедливы ли претензии медиаобщественности и на каком основании блогера теперь могут принять в СЖ СПб и ЛО.
Резонанс этой истории придало заявление председателя СЖР Владимира Соловьева агентству РИА «Новости». В нем Соловьев говорил, что его структура блогеров в свои ряды не допустит: «Мы считаем, что если все журналисты, то никто не журналист, поэтому блогеров не принимаем в наш Союз. Если человек хочет иметь не только права журналиста, но и обязанности, он официально регистрируется как СМИ. Тогда, конечно, это наш человек».
Похоже, что никто из авторов (за редким исключением) в сам устава СЖ СПб и ЛО не заглянул, хотя он размещен в открытом доступе на сайте организации.
Есть там и раздел о членстве, который отвечает на вопрос о грядущем «наплыве блогеров» в ряды СЖ СПб и ЛО:
Членами Союза могут быть физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, работники средств массовой информации, проживающие и/или действующие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также педагоги и научные работники в области журналистики, имеющие стаж работы в средствах массовой информации не менее 2 (двух) лет.Творческими работниками средств массовой информации для целей настоящего Устава признаются профессиональные журналисты, иные сотрудники и руководители средств массовой информации – как зарегистрированных, так и незарегистрированных.Под профессиональными журналистами понимаются лица, занимающиеся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции средства массовой информации, связанные с нею трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), а также приравненные к ним для целей настоящего Устава прочие интернет-ресурсы, используемые для ведения журналистских «блогов» и «каналов» в сети Интернет.В порядке исключения в Союз могут быть приняты проживающие и/или действующие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области представители смежных сфер деятельности, вносящие вклад в развитие журналистики и организацию журналистской деятельности. Под смежными сферами деятельности понимаются издательская деятельность, маркетинг, реклама и связи с общественностью, информационные технологии.
Из вышеуказанного следует, что блогер или администратор Telegram-канала действительно может вступить в Союз журналистов Петербурга и Ленобласти, если:
— он достиг возраста 18 лет;
— он имеет стаж работы в СМИ не менее 2 лет;
— его блог или канал приравнен, по мнению принимающих в Союз, к СМИ (что подразумевается в уставе под СМИ, тоже подробно описано).
Из документа очевидно, что делать проходной двор из СЖ СПб и ЛО никто не намерен. При этом всегда открыта возможность дискуссии о праве журналистов из незарегистрированных СМИ вступать в профессиональное сообщество.
Исходя из логики Владимира Соловьева, профессионал, работающий в «Бумаге»* или «Ротонде», не имеет права вступить в его Союз. При том, что государство уже давно одинаково строго надзирает за деятельностью не только тех, кто объявляет себя медиа и стремится соблюдать журналистские каноны, но и за рядовыми гражданами с их персональными страницами в соцсетях.
При этом сотрудникам официальных СМИ иногда сходит с рук то, что сложно себе вообразить. Например, недавнее предложение главного редактора RT Маргариты Симонян взорвать над Сибирью термоядерный заряд пока не вызвало никакой реакции у правоохранительных органов или Роскомнадзора.
Какие из этого можно сделать выводы? Развитие медиа неизбежно ведет и к трансформации профессионального статуса журналиста. Не учитывать это было бы странно. СЖ СПб и ЛО сделал шаг к признанию коллегами тех, кто работает в неофициальных СМИ. Посмотрим, как это отразится на организации и как скоро по этому пути пойдут другие.
*Признана Минюстом РФ иностранным агентом