Полезное

29 февраля 2024 18:30

Информировать, но не рекламировать: как закон о запрете рекламы ресурсов иностранных агентов скажется на СМИ?

Информировать, но не рекламировать: как закон о запрете рекламы ресурсов иностранных агентов скажется на СМИ?Фото: Shutterstock

28 февраля Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, запрещающий гражданам и организациям размещать рекламу на информационных ресурсах иноагентов, а также рекламировать такие ресурсы. За принятие закона единогласно проголосовали 402 депутата.

Первой о приостановке своего Youtube-проекта «Скажи Гордеевой» заявила журналистка Катерина Гордеева*. Под угрозой находятся остающиеся в России автор Youtube-канала «Редакция» Алексей Пивоваров* и его команда. 

«Лениздат.ру» поговорил с медиаюристами о том, как закон отразится на работе СМИ и на рекламном бизнесе в России, что подпадает под рекламу ресурса иноагента и появится ли единый реестр таких ресурсов.  


C чего все началось?

Законопроект был внесен в Госдуму 15 февраля 395 депутатами во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным. Он ещё в декабре прошлого года возмущался тому, что некоторые люди и организации закупают рекламу у иностранных агентов.

«Для кого-то, видимо, деньги не пахнут. Фактически речь идёт о финансировании тех, кто ведёт антироссийскую деятельность против нашей страны», — говорил глава нижней палаты парламента.

Глава профильного комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв утверждал, что «законопроект решает конкретную задачу — прекратить практику, когда иноагенты на деньги россиян продвигают национальные интересы противников». Публично официальные лица представляли закон именно как меру для защиты суверенитета страны.

Фракция «Новые люди» после первого чтения предлагала внести поправки в законопроект. В частности, предлагалось закрепить, что упоминание иноагента, принадлежащих ему аккаунтов в соцсетях и репост материалов иноагентов не могут быть признаны рекламой, если не доказано, что распространитель таких материалов получает за это деньги. Однако депутат Пискарёв назвал подобные правки излишними, и они были отклонены комитетом по безопасности.

В чем суть закона?

Основные нововведения коснулись закона «О рекламе». Отныне российские граждане и организации независимо от форм собственности не смогут размещать рекламу на любых информационных площадках иноагентов, в том числе на сайтах, в блогах и социальных сетях. 

Справка

Что понимается под рекламой, установлено в ст. 3 закона «О рекламе». Реклама подразумевает привлечение внимания к объекту рекламирования, в целях продвижения его на рынке и привлечения интереса к нему.

Ответственность за нарушение нововведений распространяется и на рекламодателей, и на рекламораспространителей.

Если иностранный агент продолжит размещение рекламы, ему грозит штраф: для граждан до 50 тысяч рублей, для юрлиц — до 500 тысяч рублей. 

Нарушение порядка деятельности иноагента, совершенное после двукратного привлечения к административной ответственности в течение года, будет наказываться лишением свободы сроком до двух лет.

Что ждет СМИ после принятия нового закона?

Ст. 4 закона «О СМИ» дополняется новым запретом на размещение рекламы информационных ресурсов иноагентов в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в интернете. 

Глава комитета по безопасности и противодействию коррупции утверждает, что речь идет именно о материалах рекламного характера, в частности, содержащих активную гиперссылку на сайт или блог иноагента. На информационные сообщения с маркировкой иноагента ограничения распространяться не будут.

Цитирование материалов иноагентов также не будет считаться нарушением, если это не реклама с целью «привлечь к ним дополнительное внимание».

Медиаюрист Светлана Кузеванова в комментарии «Лениздат.ру» также подчеркнула, что не любое упоминание и не любое сообщение о проекте иноагента будет подпадать под действие новых поправок. 

«Запрещено рекламировать именно информационный ресурс иностранного агента. Например, канал Алексея Пивоварова* “Редакция”  — это информационный ресурс иноагента. Или YouTube-канал Катерины Гордеевой* “Скажи Гордеевой”. Если кто-то будет размещать рекламу не именно Гордеевой* или Пивоварова*, а их ресурсов, это будет считаться рекламой. 

Рассказывать, делать коллаборации, просто делиться обзором интересных каналов, если в нём в том числе будут каналы иноагентов, не запрещено», — рассказала медиаюрист.

Юрист «Центра защиты прав СМИ»* Екатерина Шмыгина также уточнила, что если в материале будут, например, содержаться призывы подписаться на Telegram-канал иностранного агента или поддержать его деятельность, то такой материал, вероятно, будет признан рекламным. 

Поправки также вносятся в Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». На иноагентов теперь распространяются ограничения и запреты, предписанные законом о рекламе.

При этом документ не вносит новых статей в КоАП и УК РФ. Ответственность за нарушение новых правил уже прописана в действующих законах.

Что ждет СМИ в случае нарушения закона?

За размещение рекламы ресурсов иноагентов СМИ получит предупреждение от Роскомнадзора. Два предупреждения в течение года дают право Роскомнадзору выступить с иском о прекращении деятельности СМИ. 

Кроме того, если игнорировать предупреждения РКН, издание могут привлечь к административной ответственности по ч. 42 ст. 19.5 КоАП. Она предусматривает штраф до 300 000 рублей.

Возможно ли появление единого реестра информационных ресурсов иностранных агентов?

Авторы законопроекта неоднократно поясняли, что под информационными ресурсами иноагентов будут подразумеваться сайты, социальные сети и блоги. Однако у потенциального рекламодателя или рекламораспространителя могут возникнуть вопросы, как именно определяется принадлежность ресурса иностранному агенту.

По словам Светланы Кузевановой, есть два варианта толкования принадлежности таких ресурсов.

Под узкое толкование подпадает то, что ресурс формально зарегистрирован на иностранного агента или владельцем этого ресурса является иноагент. 

Но возможно и широкое толкование: есть примеры, когда ресурс принадлежит одному лицу, а позиционирует себя как ресурс иностранного агента. Сложно определить, будут ли они подпадать под новые ограничения. Светлана Кузеванова советует исходить из максимально широкого толкования. 

Сейчас в реестре иностранных агентов, который размещён на сайте Минюста, в отношении общественных объединений и иных объединений граждан вносятся данные об их информационных ресурсах.

Екатерина Шмыгина в разговоре с «Лениздат.ру» подчеркнула, что на практике контролирующие органы далеко не всегда устанавливают, кто именно является владельцем информационного ресурса. 

«Если информационный ресурс фактически принадлежит третьим лицам, но позиционируется как информационный ресурс иностранного агента, то вполне возможно, что он тоже будет попадать под запрет его рекламировать и размещать рекламу на нём», — поясняет юрист.

Первая жертва нового закона. Кто может стать следующим?

Первой на принятие закона о запрете рекламы у иноагентов отреагировала журналистка, автор Youtube-канала «Скажи Гордеевой» Катерина Гордеева*. Она сообщила о приостановке своего проекта. На Youtube-канал было подписано более 1,64 млн человек.

По словам журналистки, ещё до принятия этого закона анонимные «доброжелатели» активно запугивали рекламодателей её канала. 

«Теперь реклама у нас — преступление. Трудно поверить, что кто-то решит совершить его из благородных побуждений, рискуя бизнесом, собой, близкими», — написала Гордеева* в соцсетях.

Под ударом оказался также автор YouTube-канала «Редакция», на который подписано более 4 млн человек, Алексей Пивоваров*. Также у «Редакции» существует популярный Telegram-канал, на который подписано более 1 млн человек. До того как закон вступит в силу, команда проекта продолжит работать. Сам Пивоваров* обещал в ближайшие дни рассказать о будущем канала.

Депутат Госдумы от «Новых людей» Владислав Даванков, выступая с критикой закона, отмечал, что в первую очередь его принятие скажется на Алексее Пивоварове*, который продолжает работать в России. 

«Будучи иноагентом, Пивоваров* остаётся в России, зарабатывает на рекламе и платит налоги. Новый закон поставит канал на грань закрытия. Есть в этом здравый смысл? Я не вижу его в упор», — написал он в своем Telegram-канале.

Также в защиту Пивоварова* выступила журналистка Ксения Собчак. «Всем очевидно, на кого направлен этот законопроект — иноагента Алексея Пивоварова* и его СМИ „Редакция”. <...> Я не понимаю логику власти. У меня искренний вопрос: человек пытается остаться в России, занимает умеренную позицию, не занимается пропагандой с той или с другой стороны. Тогда зачем это делается?» — написала она.

Бизнес также пытается застраховаться на случай признания блогера иностранным агентом. Так, рекламные агентства планируют менять условия договоров, прописывая в них возможность расторгать контракты в одностороннем порядке с блогерами, признанными иноагентами. 

Представители компаний подчеркивают, что остановить рекламную кампанию с блогером сразу после присуждения ему Минюстом статуса [Минюст РФ обновляет реестр иноагентов почти каждую пятницу] невозможно. Прописывание в договорах новых правил расторжения остается для рекламного бизнеса единственным способом обезопасить себя от возможных штрафов.

Как скажется новый закон на доходах иностранных агентов?

По оценкам собеседников газеты «Коммерсант», связанных с рекламным рынком, закон о запрете рекламы у иноагентов сократит их доходы на 50–80%.

Один из источников издания полагает, что снижение рекламных доходов иноагентов будет продолжаться «до адаптации к работе с новыми партнерами и схемами». Рекламодателями иноагентов могут стать бренды из дружественных стран, которые выходят на российских рынок, но с зарубежными юрлицами. Некоторые рекламодатели будут готовы взять на себя риски и заложить в бюджет размер штрафа.

По данным статистики Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР), который ведет Главный радиочастотный центр при Роскомнадзоре, по итогам 2023 года российские бренды потратили на рекламу у иностранных агентов 133 млн рублей. Доля рекламы у иноагентов от общего годового дохода от рекламы в интернете составила только 0,024% от общей суммы.

*Катерина Гордеева, Алексей Пивоваров, «Центр защиты прав СМИ» признаны Минюстом РФ иностранными агентами