Медиановости
/ Медиасреда

23 сентября 2024 14:58

«Мы хотим наградить достойных людей»: Андрей Ильин о новых премиях «Золотое перо»

«Мы хотим наградить достойных людей»: Андрей Ильин о новых премиях «Золотое перо»Фото: Андрей Ильин. Из архива Петра Годлевского
2 октября в Доме журналиста состоится торжественная церемония награждения лауреатов двух новых профессиональных премий – «Золотое перо Санкт-Петербурга» и «Золотое перо Ленинградской области». В ходе чествования победителей будут отмечены не только отдельные журналисты, но и целые коллективы. На сцену поднимутся по три представителя от города и области, поскольку в первый раз организаторы нового «Золотого пера» решили не разделять награждение коллег. В будущем возможны иные варианты. По своему статусу все премии равнозначны.
 
Дипломы победителей будут подписаны председателем Союза журналистов России Владимиром Соловьевым, который выступает в роли главы экспертного совета. Все остальные его члены работают в городе и области. Лауреатов определяли в соответствии с географическим принципом: петербуржцы – петербуржцев, ленинградцы – ленинградцев. Кроме дипломов, победители получат денежные призы, памятные значки и статуэтки.
 
Список лауреатов составил сам экспертный совет, полный состав которого организаторы не разглашают, но известно, что к его работе было привлечено руководство Дома журналиста и первые лица двух отделений СЖР – городского и областного. Это неизбежно вытекало из того, что год назад Владимир Соловьев и директор Дома Журналиста Андрей Ильин подписали соглашение о появлении на свет новых премий. В отличие от премии «Золотое перо России», в рамках которой теперь объявляется прием заявок от всех желающих за неё побороться, в Петербурге и Ленобласти претенденты на победу даже не подозревают, что их кандидатуры обсуждаются экспертным советом. Соответственно, речь не идет и о каких-то взносах за участие в премии, как это теперь заведено в Москве.
 
Положение о премиях утверждает, что их обладателями могут стать не только те, кого мы много лет видим в телевизионных студиях или слышим в радиоэфирах. Соответствующая выдержка из документа гласит:
 
«Премиями награждаются журналисты, корреспонденты, редакторы, корректоры, сценаристы, режиссеры, фоторепортеры, телеведущие, художники, дизайнеры, а также специалисты иных профессиональных направлений, непосредственно включенные в процесс создания и распространения журналистского контента, и представляющие в своем лице средства массовой информации, официально зарегистрированные в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также коллективы и редакции таких СМИ, общественные и некоммерческие организации, предметом деятельности которых является деятельность в области профессиональной журналистики».
 
Андрей Ильин рассказал Лениздат.ру, как велась работа по организации сразу двух премий, чем они отличаются от прежнего одноименного конкурса и как отбирали претендентов на победу.
 
– Осенью прошлого года вы говорили, что сотрудничество с СЖР в процессе организации этой премии позволит «не изобретать велосипед». Ожидания совпали с реальностью?
 
– Мы взяли методики федеральной премии СЖР, но напрямую не проецировали их на наши реалии. «Золотое перо России» проводится в рамках одной организации – СЖР. Там решения принимаются тоже экспертным советом, но фактически – это секретариат. У нас Дом журналиста выступает не в роли структуры, принимающей решения, а как площадка, на которой разные люди объединяют свои усилия по организации премии.
 
Члены экспертного совета, как из города, так и из области, сами отбирали кандидатов на премию. Затем обсуждали их в своём кругу и приняли решение, кто достоин. Речь шла не только о физических лицах, но и юридических. Владимир Соловьев тоже принимал участие в обсуждении кандидатур.
 
Важно подчеркнуть, что все претенденты – это люди с серьезным опытом. Если вспоминать конкурс «Золотое перо», то в его рамках молодой журналист мог неожиданно для всех получить награду за какой-то яркий материал, а затем исчезнуть из поля зрения. Здесь все люди не случайные. По смыслу новая премия близка к номинации «За вклад в профессию» старого конкурса. Новую награду можно назвать премией профессионального признания.
 
– Договор об организации премии был подписан в конце сентября прошлого года, первая церемония состоится 2 октября. Новое «Золотое перо» закрепилось в календаре на осень?
 
– Это открытый вопрос. Сейчас благодаря активной деятельности разных профессиональных организаций в Доме журналиста, у нас довольно много поводов для встреч. Есть 13 января, когда мы обязательно собираемся. 6 мая – день рождения Дома журналиста, когда мы заодно отмечаем и старый День печати, и День радио. В конце года проводится вручение премий правительства Санкт-Петербурга. Премия «СеЗаМ», которая не всегда, но бывает связанной с нашим домом, вручается в мае. 8 сентября мы планируем ежегодно вспоминать журналистов блокадного Ленинграда. В этом году не получилось организовать подобное мероприятие, поскольку были выборы. Дом журналиста работал в особом режиме, но в будущем это станет традицией. Начало октября показалось нам хорошим временем для старта премий. У нас нет необходимости привязываться к началу года, поскольку мы не подводим какие-то итоги.
 
– Итоги года подводил как раз старый конкурс «Золотое перо». Дом журналиста готов его принять, если он возродится?
 
– Мы не отвергаем понятие – конкурс «Золотое перо». Мы его поставили на паузу. Он не потерялся и не забыт. На сегодняшний день в оргкомитет конкурса входят представители четырех журналистских организаций города и Дом журналиста. Решения там принимаются консенсусом. Секретариат Союза журналистов Петербурга и Ленобласти решил, что пока проводить конкурс неуместно, поэтому он «заморожен» на неопределенное время.
 
Соответственно, мы сейчас действуем не по конкурсным лекалам. У нас другие критерии и механизмы. В СЖР, например, есть премия «Золотое перо» и конкурс на лучшее журналистское произведение. Могу напомнить, что в первые годы существования конкурса «Золотое перо» номинации «За вклад в профессию» не было. Потом появилось ощущение, что всё время отмечается что-то сиюминутное, а признанных мастеров наградить не за что. Например, смешно вручать награду Геннадию Орлову за очередной репортаж с матча «Зенит» – «Динамо». Тогда и появилась эта номинация. Повторю, что наша премия близка ей по духу.
 
– Экспертный совет в качестве кандидатов рассматривал претендентов вне зависимости от их членства в СЖР?
 
– Членство в той или иной профессиональной организации не является критерием при обсуждении кандидатуры. Так же, как «Золотым пером России» могут наградить не члена СЖР, так и у нас принадлежность к какой-то структуре ни на что не влияет. Дом журналиста – это площадка, которая всех объединяет. Мы предлагали войти в экспертный совет представителю Союза журналистов Петербурга и Ленобласти, но он отказался. Могу сказать, что из трех кандидатов на получении премии «Золотое перо Петербурга» лишь один является членом СЖР, но это не имеет никакого значения. Мы хотим наградить достойных людей, у которых за плечами серьезный путь в профессии.