24 сентября в Доме журналиста состоялась презентация книги известного журналиста Бориса Клементьева «На всякий случай». Мэтр газетного дела представил коллегам мемуары, которые охватывают сразу несколько значимых эпох из жизни городской прессы: от многотиражки и ведущих советских газет Ленинграда начала 70-х годов прошлого века до бесплатных информационных изданий и местной вкладки «Известий» в нулевые.
В соведущие вечера Борис Георгиевич пригласил своих маститых коллег-тассовцев – Льва Фролова и Олега Сердобольского. Первый имеет прямое отношение к появлению на свет воспоминаний Клементьева, по признанию которого, идея взяться за мемуары появилась, когда на голову с полки с любимыми изданиями свалилась книга Фролова «75. Полет нормальный».
Олег Сердобольский отметил, что автору «На всякий случай» помогали мягкий юмор и легкая ирония, которые присущи уверенным в своих силах людям. Кстати, книга раскрывает секрет неиссякаемого оптимизма, которым автор десятилетиями одаривает не только своих близких, но и коллег по цеху. Отец Бориса Клементьева — Георгий Казимирович — не только служил артистом театра Музыкальной комедии, но и был завзятым фотографом-любителем. Другим его увлечением, которое передалось сыну, являлись популярные в ту пору стенгазеты.
Из книги «На всякий случай»:
«Я быстро перенял отцовский опыт, производство стенгазет поставил на поток. Повод – да всё тоже самое – праздники, спортивные турниры, отчёты о поездках и путешествиях, дни рождения, круглые даты. Почти не было случая, чтобы с подарком мною не вручался виновнику торжества бумажный лист или целый рукописный номер с рисунками, фото и стихами. Привычка завешивать стены осталась и тогда, когда я работал в редакциях. Официально выпускал газету, неофициально – стенгазету».
Первые публикации Бориса Клементьева появились на свет во время его армейской службы на Севере. Надеть шинель будущему журналисту пришлось, поскольку он не выдержал экзамены в одном из технических вузов города не Неве. Далее военкомат и погранвойска. Именно в казарме будущий главный редактор нескольких известных петербургских изданий писал свои первые заметки. В самом конце службы у старшего сержанта Клементьева состоялся разговор, определивший его путь в журналистику.
«В мае 1969 года пришла наконец пора собирать дембельный чемоданчик. Прощаясь с частью, забежал к редактору «Пограничника Арктики». «Чем будешь заниматься на гражданке?» – спросил он. Когда я сказал, что не знаю, майор чуть не выпрыгнул из армейских сапог: «Ты что говоришь!? Отслужил в армии, есть публикации в газете, писать умеешь. Шагом марш в журналистику». Сразу дал мне рекомендацию и пожелал счастливого пути. После его наказа, вернувшись домой, я подал документы в Ленинградский государственный университет на факультет журналистики. Выходит, что, не надень я армейскую форму и не попади в Воркуту, возможно, и не стал бы журналистом».
В самом начале своего профессионального пути (в редакции газеты «Знамя прогресса» знаменитого ЛОМО) Борис Клементьев работал бок о бок с Сергеем Довлатовым. Талант Сергея Донатовича ещё не был общепризнанным явлением, но его ежедневные рассказы о своих будничных проблемах или удачах собирали утром всех сотрудников многотиражки на «моноспектакль». До сих пор автор мемуаров жалеет, что никто не догадался записывать монологи Довлатова на магнитофон…
«Вскоре после появления Сергея на ЛОМО, почти весь редакционный коллектив стал копировать его привычку добавлять к обычным фразам образные словечки. Например, на вопрос: «Не забегал ли в редакцию руководитель клуба рабочих поэтов?» Довлатов отвечал типа: «А, это тот «с горящими глазами, с чужою рифмой на устах». И мог тут же, с улыбкой на устах, процитировать строку из стихотворения претендующего на звание поэта-фрезеровщика: «Лечу на дачу, может статься в своем хозяйстве покопаться».
Не будет преувеличением, Довлатов наслаждался звучанием и подмечал богатое многообразие словечек, понимая и ценя красоту русского языка. Обращал внимание на обычные, но как он считал, необычные слова и фразы: «У Достоевского в «Бесах» как сказано, - восхищался Сергей, - «говорил он много и с завитком».
На повышение из многотиражки Борис Клементьев попал в «Вечерний Ленинград». Там молодому журналисту пришлось заниматься «сизифовым трудом» – писать об успехах легкой промышленности. В условиях тотального дефицита как результатов деятельности предприятий этой сферы, так и хороших новостей об их работе случались очень забавные эпизоды.
«В телефонной книге вижу название – комбинат «Трибуна», вроде по названию солидное предприятие. Звоню. Директор просто в счастье: «Как мы рады вашему звонку, никто из прессы нас не балует, а вы звоните, интересуетесь. У нас есть чем похвастаться». «Рассказывайте», – обрадовался я. «Записывайте, – говорят мне – На новых изделиях мы изменили форму чашечек бюстгальтеров. Вместо традиционных круглых, начали выпускать овальные». Затем директор сообщила подробности о бретельках и женских трусах с яркими узорами. В конце разговора просто убила: «Жду заметку о родном комбинате. Вечером скуплю полтиража газеты». Во, влип. Информации про супер-бюстгальтеры, ясное дело, готовить в газету я не стал».
Новый виток карьеры автора мемуаров был связан уже не с репортерской деятельностью, а с работой в секретариате издания. В советские времена отдел, занимавшийся подготовкой к выпуску номера в свет, занимал в любой ежедневной газете особое положение, поскольку без отдела «Экономика» или «Спорт» она могла выйти из печатного цеха, а без секретариата – нет. В качестве сотрудника именно такого подразделения Борис Клементьев перешел из «Вечерки» в главную газету города – «Ленинградскую правду». Специфика работы позволяла ему, с одной стороны, не тратить время на описание достижений «развитого социализма», но с другой — обязывала иметь дело с людьми, которых сегодня уже мало кто помнит.
«На шестом этаже, где верстался номер, в кабинетике сидел цензор. Ему, бедняге (и его сменщикам), приходилось внимательно вычитывать все полосы газеты и следить за «чистотой образов и правильностью оценок». Доходило до маразма. Например, в газете нельзя было назвать количество коров в совхозном стаде или число домов в городской черте. Вдруг невидимый враг что-то посчитает, сложит, перемножит и сделает выводы. Фотосъемка с высоты птичьего полёта разрешалась только в ограниченных районах и по специальному разрешению. Любимая шутка одного из стражей порядка: «то, что снято в городе с крышки люка водоканала на дороге или тротуаре (это пара сантиметров над уровнем земли — Б.К.) должно быть оценено цензором». У цензора была прямоугольная большая печать со словом «разрешаю». Радостный момент для выпускающего, когда тот с размаху шлепал ею по подписной полосе».
Одним из символов перестроечной эпохи в нашем городе стала газета «Невское время», которая появилась на свет в самом начале 90-х годов. На работу в это новое свободолюбивое издание Борис Клементьев вышел 19 августа 1991 года.
«Мой первый день в новой редакции начался, веселенькое дело, с чрезвычайного положения. Звоню жене Ирине, она работала тогда в «Ленправде», кричу в трубку: «Всё, дорогая, мне пипец. Коммунисты снова прикарманят власть и «Невское время» закроют». Через несколько часов звонок от Ирины: «Это наш орган КПСС закроют. Это я останусь, дорогой, без работы». Пока несколько дней продолжались политические разборки и противостояния, наши семейные, карьерные качели взлетали и опускались вверх-вниз, я с коллегами рисовал в редакции макеты номеров с воззваниями защитить демократию, призывами выйти на митинги, размещал интервью с мэром города Анатолием Собчаком, возглавившим сопротивление путчистам. В конце концов с телеэкранов навсегда исчезли пронафталиненные коммунисты, балет «Лебединое озеро» с умирающим лебедем больше не показывали. В стране началась новая эпоха «Ельцин и компания».
Как бы ни менялась жизнь страны и её отдельных граждан в те времена, Борис Клементьев упорно продолжал трудиться в печатных изданиях северной столицы. Несколько лет он возглавлял в качестве уже главного редактора газету «Метро», которая распространялась в городе бесплатно, несмотря на то, что выступала в информационном жанре. Одной из «визитных карточек» издания в ту пору была «Прямая линия с читателями», на которой побывали два губернатора – Валентина Матвиенко и Владимир Яковлев. Последний даже оказывал Клементьеву мелкие услуги.
«В Петербурге в Меншиковском дворце была намечена ежегодная церемония награждения журналистов «Золотое перо». На входе во дворец осечка – меня не пропустила охрана. Отошёл в сторону, стою. Ко дворцу подъезжает губернаторский автомобиль. Из него выходит градоначальник. «Чего такой мрачный?», – спрашивает. «Дома приглашение забыл», – отвечаю. «Не пускают, значит. Тогда и я с тобой постою». Стоим вместе. Через пару минут вижу – бежит к нам руководство дворца: «Владимир Анатольевич, здравствуйте. Что же вы к нам не заходите?» – «Да вот главного редактора «Метро» к вам не пускают», – отвечает Яковлев. «Ну, что вы, что вы, проходите, проходите и с товарищем тоже». Так я стал губернатору товарищем».
После «Метро» карьерная лестница привела Бориса Клементьев в кресло главного редактора городских полос «Известий». На этом посту он не только руководил журналистским коллективом, но и пытливо изучал историю прославленной газеты. Именно благодаря его усилиям теперь не только широко известно, в каком здании вышел первый номер «Известий», но и появилась соответствующая мемориальная доска, которую торжественно открыли в марте 2007 года.
«Было любопытно, где же в смутном 1917 году в Петрограде родился первый номер газеты «Известия»? Где была редакция? Ударился в поиски. Что странно, до этого никто из историков прессы не поинтересовался о месте рождения легендарного издания. Всё, что можно было найти в исторических справках, это биография «Известий» уже после переезда редакции в Москву. Сунул свой нос во все возможные архивы, в пожелтевшие от времени подшивки Публичной библиотеки и обнаружил, что при участии большевика Бонч-Бруевича и пары латышских стрелков из дома № 6 на Сайкином переулке (ныне улица Печатника Григорьева) была изгнана редакция газеты «Копейка», и на ее стульях уселись будущие известинцы».
Сегодня ветеран газетного дела Санкт-Петербурга, за плечами которого «Вечерка», «Ленправда», «Невское время», «24 часа», «Панорама ТВ», журнал «Путевой», «Метро», «Известия», редактирует сайт Ассоциации СМИ Северо-Запада и на покой не собирается. Хотя сам Борис Клементьев называет своё произведение книгой легкого жанра, она точно может пригодиться на кафедре истории журналистики любого вуза, который готовит кадры для медиа. Преподаватели и студенты, прочтите «На всякий случай». Вам понравится.