«Яндекс» разработал этический кодекс для работы с технологиями синтеза речи на базе нейросетей. Это позволит заказчикам, партнерам и звукозаписывающим студиям упорядочить работу с дикторами и записями синтезированных голосов.
РБК сообщает, что в соответствии с принципами необходимо запрашивать согласие на использование чьего-либо голоса при создании модели синтеза. Владельца голоса или его представителей надо проинформировать о работе синтеза, а также о том, где будет использован голос. Хранение записей должно быть безопасным — без доступа сторонних пользователей к результатам синтеза. Допустимо не получать одобрение на очистку записи от шумов или повышение разборчивости речи, а также при переводе на другой язык.
Подобные технологии используются «Яндексом» для колонки «Алиса», при озвучивании книг и в других сервисах.
Аналогичное регулирование предпринимается и парламентом России. В сентябре в Госдуму внесен законопроект об использовании записей с воссозданным с помощью нейросетей голосом человека только при его согласии.
Кроме того, «Яндекс» создал новое бизнес-направление: бизнес-группа Yandex b2b Tech объединила технологии и инструменты для работы с сегментом b2b (business-to-busines — бизнес, в котором продавцами и заказчиками выступают сами предприниматели или компании). По прогнозу «Яндекса», объем рынка, на котором будет работать новая структура, вырастет с 240 млрд рублей в 2024 году до 510 млрд рублей в 2028-м.