Мнения
/ Интервью

16 декабря 2024 08:46

Юрий Звягин: «Реальную работу журналиста мало кто себе представляет»

Юрий Звягин: «Реальную работу журналиста мало кто себе представляет» Фото: предоставлено Юрием Звягиным

Традиционный городской конкурс редколлегий школьных медиа – «Журналистский марафон» – состоялся в Петербурге в ноябре. Инициатором его проведения еще в 2012-м году выступил журналист Юрий Звягин. В тот момент он совмещал основную работу с руководством студией юных журналистов в Доме детского творчества «Юность» Выборгского района. В этом году конкурс прошел под лозунгом «Экология разума», а его финал – на площадке Педиатрического университета. Среди победителей оказались ребята не только из Петербурга, но и из Выборга (Ленобласть).

В интервью «Лениздат.ру» Юрий Звягин рассказал, благодаря кому уже много лет потенциальные журналисты могут состязаться за награды в рамках марафона, как подростки воспринимают работу взрослых репортеров и как часто участники конкурса через несколько лет оказываются в профессиональных редакциях.

- Как у Вас родилась идея «Журналистского марафона» для школьников?

- В Выборгском районе постоянно проходил конкурс школьных СМИ. Честно говоря, его организация мне не нравилась. Однажды я оказался в гостях у редакции молодежной газеты Липецка, которая проводила аналогичный конкурс для местных ребят. Он был организован таким образом, что участники проходили определенный маршрут. На каждой площадке им требовалось собрать информацию для написания материала в строго определённом жанре. Мне эта идея понравилась, поскольку в такой ситуации легче оценить результат, понять, насколько грамотно ребята сами выполнили задание. Вернувшись в Петербург, я предложил на базе нашей «Юности» организовать нечто подобное. Поскольку я в тот момент являлся заместителем председателя Санкт-Петербургского отделения Лиги юных журналистов, то имел контакты со студиями не только Выборгского района. В первом конкурсе приняло участие 12 или 13 команд со всего города.

Затем я, через своих знакомых, стал подключать к организации мероприятия партнеров, поскольку ребят из других районов стало больше, чем из Выборгского. Кроме отделения Лиги юных журналистов, удалось заинтересовать представительство «Российской газеты», Президентскую библиотеку, кафедру журналистики филиала РАНХиГС.

- Кто сейчас является главным организатором «Журналистского марафона»?

- Хотя конкурс уже давно приобрел статус городского мероприятия, основная нагрузка по его организации лежит на сотрудниках «Юности». Дом детского творчества несёт все расходы на призы и дипломы, а на что-то другое денег никогда не было. Члены жюри не получают ни копейки, хотя у нас работает по 16 человек, а другие организаторы часто не могут найти трех - четырех. Всё происходит за счет хороших отношений с добрыми людьми. Можно сказать, на волонтёрских началах.

Каждый год я хожу по разным вузам и спрашиваю: примите у себя двести детей? В этом году Валентин Сидорин, проректор Педиатрического университета по информационно-аналитическому обеспечению, буквально за три недели до конкурса откликнулся на мою просьбу о срочной помощи. Дело в том, что другой вуз внезапно отказал нам без объяснения причин, несмотря на предварительную договоренность. Благодаря энергии и увлечённости Валентина, марафон прошел на площадке СПбГПМУ.

- В конкурсе может проверить свои силы группа школьников, которая, например, организовала собственный информационный паблик в соцсети «ВКонтакте»?

- У нас нет ограничений в том плане, что только школьные СМИ или студии имеют право участвовать в «Журналистском марафоне». Просто никто не подавал такой заявки для участия. В принципе, может участвовать любой, у кого есть реально существующее медиа.

- По Вашим ощущениям, как дети воспринимают профессию журналиста? Это для них, скорее, механизм самореализации, например, в соцсетях, или у них есть представление, что журналистика подразумевает служение общественным интересам?

- Есть совершенно разные варианты. Я не могу чётко говорить, кого больше, кого меньше, потому что не проводил такой анализ. По опыту моего многолетнего общения с этими ребятами, есть те, кто хочет в журналистику как в профессию. Это в большей степени относится к тем, кто занимается в студиях.

Часть ребят приходит на конкурс просто потому, что им сказали «нужно выступить за школу». Они и школьную газету делают как исполнительные детки. Им не до общественного служения и не до блогерства. Мне кажется, что тех, кто блогерством занимается, в конкурсе участвует немного.

- Делятся ли участники конкурса своими представлениями о том, как выглядит работа профессиональных журналистов?

- Нашу профессию они представляют на уровне художественных фильмов. Для них это – замечательная работа. Журналисты делают то, что хотят, общаются со всякими знаменитостями, они богаты и успешны. Реальную редакцию и работу, на мой взгляд, мало кто из них себе представляет. Какую-то серьезную информацию об этом имеют лишь те, кто занимаются в студиях и выпускают достаточно регулярно свои газеты.

- Интересно, какие фильмы смотрят дети, если для них журналисты — это «богатые люди», которые «делают то, что хотят»?

- Таких фильмов полно, если поискать в телесетке, поэтому у них и появляется этакое «телевизионное» представление о журналистике. То, что это – адская работа, которая отнимает огромное количество часов, то, что она может быть достаточно опасной, они не догадываются, на мой взгляд.

- «Журналистский марафон» стартовал в 2012-м году, поэтому сегодня все «прелести» нашей профессии на собственном опыте могут испытывать те, кто школьниками принимали участие в конкурсе. Вам известны такие примеры?

- Мы, к сожалению, не ведём подсчётов, но ребята, которые сейчас работают профессиональными журналистами, точно есть. Это и те, кто приходил на конкурс просто от школы, и те, кто занимался в студиях. Я знаю, что сейчас несколько выпускников студии «Ритм 640»,  уже несуществующей, работают журналистами. Из моей студии вышло несколько профессионалов, некоторые из которых уже сами преподают.

- Сколько сейчас в городе студий?

- Я не могу сказать, сколько их сейчас всего в Петербурге, но знаю, что за последние пять - семь лет количество студий сильно уменьшилось. Несколько хороших объединений закрылись. Но есть семь – десять студий, члены которых постоянно участвуют в нашем конкурсе. При этом каждый год в общей сложности на марафон заявляется свыше двадцати команд, у которых существуют печатные детские СМИ достаточно хорошего уровня.