Медиановости
/ Кадры

11 января 2025 15:33

Никогда не сбавлял скорость

Никогда не сбавлял скоростьФото: кадр из видео со страницы Игоря Апухтина "ВКонтакте"

Игорь Апухтин – один из ярких журналистов легендарного Ленинградского телевидения эпохи 1980–1990-х годов прошлого века – скоропостижно скончался 10 января. Всю жизнь он увлекался журналистикой, автогонками и классическим роком. Свободой – во всех её проявлениях. Даже дипломную работу в позднем СССР ему удалось написать на тему: «Пропаганда рок-музыки на телевидении». Как бы ни складывалась его судьба, Игорь Апухтин всегда предпочитал энергию, скорость и независимость.

Факультет журналистики Ленинградского государственного университета Апухтин окончил в 1982 году, но уже в 1978-м он стал внештатным сотрудником редакции информации и пропаганды Ленинградского телевидения. После окончания вуза Игорь три года работал на радиостанции завода «Арсенал», а затем вернулся на Чапыгина, 6. Перестройка дала возможность молодому журналисту полностью раскрыть свои таланты. До 1998 года Апухтин был одним их тех, кто сообщал горожанам с экрана телевизора последние новости бурной эпохи. Он работал ведущим информационных программ: «Ленинград», «Телестанция «Факт», «Еще одна Россия?» и «Информ-ТВ». «Пятый канал» тогда смотрели во многих городах страны, включая Москву. Ведущие информационных программ не только сами готовили тексты для эфиров, но могли и импровизировать в прямом эфире, если того требовали обстоятельства.

По воспоминаниям Игоря Николаевича, один из таких его экспромтов касался уголовного дела против эколога Александра Никитина и закончился требованием из Москвы уволить строптивого журналиста. В программу, в обход ведущего, включили комментарий представителя ФСБ, которая обвиняла Никитина в государственной измене (суд его потом оправдал). Апухтин не смолчал – дал резкую оценку словам офицера грозной спецслужбы. Руководившая в тот период каналом Бэлла Куркова вызвала подчинённого к себе и сообщила, что ей звонили из столицы, с самого верха, чуть ли не из приемной Ельцина. Требовали «голову» ведущего. Она велела Апухтину несколько дней не появляться на канале, пока всё не уляжется, а когда он уже стоял в дверях, добавила: «Ты всё правильно сделал».

Игорь был человеком, который не шел на компромиссы там, где многие бы постарались обойти острые углы. В ноябре прошлого года, когда признанный иностранным агентом Борис Вишневский* был вынужден покинуть Законодательное собрание города на Неве, Апухтин счел нужным выразить экс-депутату свою поддержку.

"Бориса Вишневского я знаю много лет. Его жена Вика училась двумя курсами младше на журфаке ЛГУ. Так что здесь у меня уже личное. Это мои друзья, хотя не знаю, считают ли они меня своим другом. Я не питаю иллюзий по поводу Системы. Но, как все мое поколение, я был свидетелем того, как Система разваливается. Только по одной причине: опираться можно на то, что оказывает сопротивление. Это - закон физики. И в социуме он работает точно так же, без исключения", - написал журналист на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

Неуступчивый характер несколько раз приводил Апухтина к потере работы, но он всегда находил выход из трудной ситуации, начинал новое дело. К работе он относился по принципу: «Тот, кто однажды по-настоящему вкусил свободы, обратно в ярмо не полезет». В качестве примера оптимального подхода к организации творчества он приводил историю рок-группы Deep Purple. Её участники могли из двух недель, отведенных на запись нового альбома, 12 дней гонять в футбол, а затем за пару оставшихся суток всё сделать.

Уже с 1988 года Игорь Апухтин самостоятельно занимался производством телевизионного контента, посвященного автомобильному спорту. Его программа «Мир скорости» выходила в эфире разных каналов на протяжении десятилетий. В последнее время её можно было слушать в эфире MOTORADIO. В 1990-е годы он стал комментатором на автомобильных гонках. Работая над этими проектами, Игорь Николаевич выступал во всех возможных ипостасях: журналиста, продюсера, менеджера, рекламного агента. При этом он честно признавался, что в какие-то моменты ощущал себя в медиабизнесе «эдаким старым динозавром», которому иногда чуждо современное клиповое мышление.

Всю свою нагрузку Апухтин умудрялся совмещать с преподаванием в ведущих университетах города: СПбГУ и Северо-Западном институте управления РАНХиГС. Система государственного образования не полностью соответствовала представлениям мастера о профессии. Последним замыслом, который он уже не сможет реализовать, была альтернативная школа журналистки. Её основой должна была стать интернет-радиостанция, на которой будущие петербургские журналисты получали бы первый опыт профессиональной работы еще в процессе обучения.

«Дипломы выдавать не буду - ваши знания будут сильнее любых бумажек», - гарантировал Игорь Николаевич.

Он был уверен, что журналистика – это производная от искусства «разговаривать и договариваться, помогать друг другу, поддерживать других».

*признан Минюстом РФ иностранным агентом

Петр Годлевский

1280x1024_photo_2025-01-11_13-25-35.jpg

Воспоминания коллег об Игоре Апухтине

Светлана Агапитова, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, журналист и телеведущая

- Игорь навсегда останется в истории Ленинградского - Петербургского телевидения первым комментатором Телестанции «Факт». В конце 1980-х ТВ перестраивалось, как и вся страна, и на смену официальным дикторам в новости пришли журналисты. Им дали возможность не просто читать, но и комментировать события, привносить что-то свое, выражать эмоции. Игорь Апухтин с этим блестяще справился. А когда я пришла в «Информ-ТВ», он стал для меня наставником, старшим товарищем, который запросто делился своим опытом. Наверное, все, кто в 1990-е работали ведущими информационных программ, учились у него.
Позднее мы стали добрыми друзьями. Встречались нечасто, но всегда с радостью. И всегда было, что вспомнить. Теперь вспоминать будем его...

Иннокентий Иванов, журналист, телеведущий, сценарист, режиссёр

- Игорь был человеком с характером. Этого качества сейчас напрочь лишены все ведущие новостей. Когда я пришел ещё на Ленинградское телевидение, в сентябре 1991 года, он был абсолютной звездой. Главной звездой новостей. Тогда Ленинградское ТВ вещало на всю страну и точно являлось лучшим в СССР. Игорь был лицом этого телевидения.

Он стал первым журналистом, а не диктором, который начал рассказывать о событиях в городе и стране. Благодаря ему в эфире появились живые реакции, человеческие слова, разумная эмоциональность. Он сам писал все тексты, а еще в день эфира снимал сюжеты для вечерней программы.

Игорь был харизматиком – ярким, громким, профессионально точным. Нескучным. Очень много знал, легко ориентировался в повестке дня, любой – политической, экономической, научной. Любил быть на виду. Говорил всегда прямо, что думает, без обиняков.

А потом он вдруг решил уйти не просто из новостей, а фактически с телевидения. Никому предварительно не сказал о своем решении – просто в конце выпуска новостей попрощался со зрителем и вышел из кадра. Я думаю, это была большая ошибка. Даже если его не устраивали тогдашние новости, уходить с телевидения ему было нельзя. Телевидение было его стихией и его жизненной силой. Никакое радио, никакое комментирование автомобильных гонок, никакое преподавание, никакие корпоративные фильмы не заменят того драйва, который дает телевизионный эфир.

Я не знаю, считал ли он сам, что совершил ошибку. Но он точно мог бы многое сделать на телевидении даже за пределами жесткой цензуры новостей. Почти половина жизни, которую он провел вне телевидения, это очень много. Не знаю, какую половину своей профессиональной карьеры он считал лучшей. Но все же предположу, что первую.

Юрий Звягин, журналист, преподаватель Школы журналистики Городского студенческого пресс-центра

- Поскольку я всю свою журналистскую жизнь «печатник», к радио и телевидению отношения не имел, то долгое время мы с Игорем Апухтиным не пересекались. Познакомились только в 2020 году. Тогда я был в очередной раз приглашен в ГЭК кафедры журналистики Северо-Западного института управления РАНХиГС. По моей старой привычке много общался со студентами. И быстро выяснил, что у них наиболее популярный преподаватель – Игорь Николаевич Апухтин. Когда я объяснял ребятам, что они, отвечая на вопросы экзамена, совершали те или иные ошибки, то постоянно слышал в ответ: «Игорь Николаевич нам то же самое говорил».

С этого и началось наше общение. С того, что взгляды на журналистику у нас оказались очень близки. Мы оба видели в первую очередь её гражданскую функцию, необходимость говорить людям правду. Оба требовали доскональной проверки информации на достоверность. Оба отстаивали необходимость использования грамотного русского языка. Словом, смотрели в одну сторону.

Мы общались не так чтобы много, но постоянно. Игорь регулярно участвовал в жюри придуманного когда-то мною детского журналистского конкурса «Журналистский марафон». Был одним из тех членов жюри, которые давали самый подробный и профессиональный разбор детских работ. Я, в свою очередь, по его просьбе разбирал некоторые его работы и проекты. Вместе старались помочь в дальнейшем развитии лучшим выпускникам факультета журналистики питерского РАНХиГС.

Ровно за месяц до смерти Игорь пришел к моим студентам Школы журналистики Городского студенческого пресс-центра. Откликнулся на мою просьбу провести брифинг на тему: «Как взять интервью у «звезды», которая не хочет его давать?» И просто привел в восторг моих ребят. Долго не хотели расставаться.

После увольнения из РАНХиГС (честно говоря, я такого исхода давно ожидал: Апухтин со своими принципами был там достаточно чужеродным телом), Игорь затеял создать молодежную радиостанцию и при ней школу журналистики. Поскольку нас обоих не устраивало то, как профессии учат сегодня в вузах. Обсуждали совместные планы. Увы… Еще одним настоящим журналистом в России стало меньше. И такие потери невосполнимы.