Стоявший у истоков издания «На дне» Валерий Соколов в 2013-м году покинул Санкт-Петербург, но сейчас возвращается на невские берега с идеей нового проекта под старым брендом. А в эти дни в арт-центре на Пушкинской улице, 10, проходит выставка, посвященная 30-летию газеты «На дне».
Напомним, издание не только рассказывало о проблемах бездомных, но и помогало им выживать. Газету выпускал благотворительный фонд «Ночлежка». Реализовывали её сами бездомные. Много лет назад «На дне» прекратила свое существование. В интервью Лениздат.ру Валерий Соколов рассказал, как будет выглядеть обновленное «На дне. Медиа», кто готов принять участие в его становлении и в чём заключается его концепция.
– Редакция «На дне» выпустила первый номер газеты, распространяемой бездомными и дающей им заработок, в 1994-м году. В 1999-м вы подробно рассказывали Валерию Панюшкину* о своей бездомной юности, о становлении газеты, о своих планах…
– Хочу сразу уточнить, что в том интервью Валерий допустил важную ошибку, поскольку неправильно меня услышал. Он спросил, во сколько обходится газета, я ответил, что в 10 000 долларов. Это был месячный бюджет. Панюшкин* почему-то указал, что производство одного номера стоит 12 500 долларов.
– Признаюсь, хотел задать вопрос по этому поводу. Я даже посмотрел, сколько стоил тогда доллар. В январе 94-го за один «зеленый» давали 1,5 рубля, а в декабре 94-го года – уже 3,5 рубля. В то время я занимался издательским делом – и меня сумма 12 500 долларов за номер озадачила.
– Панюшкин звезда, поэтому он не потрудился прислать текст на согласование. Многое сочинил (смеется). Все мои идеи выдал за реальность. Это можно, конечно, списать на то, что разговор шел всю ночь в клубе «Манхэттен». Я ему рассказывал о том, как мы планируем перспективно развиваться, как зарабатывать деньги и так далее. Ему хотелось, как я понимаю, чтобы это уже существовало. В 10 000 долларов входило как издание газеты, так и содержание самого фонда «Ночлежка».
– Почему «На дне» прекратила своё существование? Чем вы занимались после этого?
– «На дне» перестала жить в 2004-м году стараниями городских властей, которые ввели патент на продажу печатной продукции и требовали его от наших продавцов. Абсурд. Для того, чтобы получить такой патент, его потенциальный владелец должен был быть хоть где-то прописан. Да и полицейские стали резче гонять бездомных… Жесткую позицию заняли Метрополитен и РЖД. Они начали привлекать патрульных постовых для того, чтобы те не пускали продавцов. Стало совсем невмоготу. Нам было уже некомфортно, если честно, делать газету в теплом офисе, а потом отдавать её человеку, который идёт, условно говоря, под дубинки. Это выглядело уже некорректно по отношению к продавцам, поэтому я решил, что лучше перестать это делать.
После всего этого я сотрудничал с «Пушкинской-10». Мы там делали несколько больших международных выставок карикатур: «Осторожно, Фемида!», «Осторожно, нацизм!», «Осторожно, коррупция!». Плюс у нас было небольшое выставочное пространство, где тоже шла определенная работа.
В 2013-м я переехал в Ивангород с целью работать над организацией большого культурного фестиваля этнической музыки Эстонии и Северо-Запада России. Для этого было учреждено «Агентство культурных коммуникаций». В Ивангороде для такого мероприятия очень подходящие условия. Здесь два уникальных замковых ансамбля – Нарвский замок и Ивангородская крепость. Прекрасный пейзаж, где можно было действительно проводить яркое ежегодное событие. Тем более что опыт в Ивангороде уже был. Сюда приезжал со своей труппой Валерий Гергиев, который ставил оперу «Князь Игорь» в Ивангородском замке.
Первый мой фестиваль был запланирован на 2015-й год, но после событий 2014-го года всё пошло прахом. Дальше у меня были различные проекты, многие из которых, к сожалению, прекратились, поскольку большая часть моих партнеров была вынуждена покинуть страну. Скоро выйдет в свет книга об истории «Ночлежки», написанная мною в соавторстве с удивительным журналистом Анастасией Медвецкой.
Сейчас я возвращаюсь обратно в Санкт-Петербург – и мы будем восстанавливать «На дне», но уже в другом виде. Я ввожу термин «новая бездомность», с которым многие из нас сейчас столкнулись: потеря надежд, ориентиров, Дома с большой буквы – страны. Слоган будущего «На дне. Медиа» – «Для тех, кто здесь, и тех, кто там» – думаю, это все объясняет.
– От изначальной идеи, когда бездомные продавали газеты и таким образом зарабатывали себе на жизнь, вы окончательно отказались?
– Выходить в печатном виде я сейчас не считаю целесообразным. Во-первых, печатная пресса, как мне кажется, умирает. Хорошо, если я ошибаюсь, но мне кажется, что это так. Во-вторых, при существующих условиях торговли чтобы бездомный стал продавцом, в него требуется вложить энное количество денег: купить патент, купить место под торговлю и так далее. При этом гарантии, что он будет ходить каждый день на рабочее место, нет совершенно никаких.
– В октябре прошлого года вы на платформе Planeta.Ru открыли сбор средств на запуск уже онлайн-издания «На дне». Он не увенчался успехом – искомые средства не были собраны. Как вы думаете, почему так произошло?
– Многие люди сейчас боятся жертвовать на незнакомые проекты. Начало «прилетать» за донаты различным структурам. «Планета» это подтверждает. Допустим, какие-то глобальные акции, которые продвигают Борис Гребенщиков** или Юрий Шевчук, собирают финансирование, а новые проекты не идут, потому что люди сейчас очень осторожничают. Они понимают, чем может эта активность закончиться. Да и денег свободных у народа все меньше.
– И какой у вас план Б?
– Будем запускаться на свои средства, работать первое время в квартире без какого-то помещения для редакции. Может быть, станем резидентами в каком-нибудь культурном пространстве или центре. Ведем сейчас такие переговоры.
Планируем организовывать тематические вечера, наподобие того, что удалось провести в декабре в «Севкабеле». Тогда он был посвящён поэту и художнику Олегу Григорьеву, одному из авторов старой газеты «На дне». У газеты были эксклюзивные права на некоммерческое использование его текстов. Выступало много известных людей во главе с Дмитрием Шагиным и Антоном Белянкиным. Получилось шикарно.
– Кроме вас с Анастасией, кто ещё входит в команду, которая будет работать над новым проектом под старым брендом?
– Остались еще старые связи с теми, кто раньше делал газету. На открытии выставки мы встретились, и они подтвердили, что на безвозмездной основе на старте готовы принимать участие.
Кроме того, в процессе подготовки мы собрали небольшой авторский коллектив, который готов первое время тоже трудиться без гонораров. В него вошли: художник Кирилл Миллер, музыкальный критик Андрей Бурлака, его коллега и основатель фестиваля «Свободный полет» Олег Юрченко, владелец книжного магазина «Фаренгейт» букинист Платон Романов. Плюс ещё Андрей Кудряшов, Лариса Петрова и другие.
Пока функции главного редактора и издателя выполняю я, но у менять есть желание редактирование передать Анастасии Медвецкой, поскольку она все-таки профессиональный журналист и уже разбирается в теме.
– Как вы формулируете концепцию издания? Что смогут почерпнуть «На дне» читатели?
– Возвращаемся к «новой бездомности»: часть газеты будет посвящена тому, как люди устраиваются в разных странах, потому что, уехав, они фактически стали бездомными. Люди как-то там пытаются устраиваться, но ощущение у них понятное: они в чужой стране, в чужом городе, друзей поблизости нет, все приходится выстраивать заново. Психологически это на 100% ощущение бездомности.
Будут разные истории – успеха и разочарований. Сейчас большая проблема с тем, что распадаются семьи у релокантов. В Европе, в Южной Америке. У моих знакомых подобная ситуация. Муж – политический беженец во Флориде, а жена с дочкой в Ереване. Всё. Разошлись.
Подчеркну, что у нас не будет как таковой новостной повестки, потому что нам смысла нет конкурировать в мире новостей, мы будем конкурировать в сфере художественного слова.
Мы планируем публиковать, например, цикл эссе о миграциях животных по разным континентам. Поскольку люди – тоже животные и тоже мигрируют, то постараемся продемонстрировать читателям эту параллель. Наше многолетнее сотрудничество с карикатуристами позволит иллюстрировать наши материалы их работами.
Мы выложим полностью весь архив «На дне», который у нас оцифрован наполовину уже сейчас. Плюс ещё реализуем мою старую идею – создадим архив газетных и журнальных публикаций о «Ночлежке» и «На дне», которые выходили в 90-е годы, когда ещё о «цифре» никто ничего не знал. У нас на руках порядка 250–300 материалов (точно я не считал), которые в сети не присутствуют.
Хочется вернуться к прекрасной беллетристике – наглой, веселой, свободной, отказываясь от журналистики фактов ради журналистики мнений. Мне всегда был интересен человек.
* признан Минюстом РФ иностранным агентом.
** признан Минюстом РФ иностранным агентом.